Vol. 43 No. 7 (2013)
ОТРАСЛЬ

Is the Monopolism of the Russian Railways Natural?

S. Bykadorov
Сибирский государственный университет путей сообщения
Bio
Ye. Kibalov
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Bio

Published 2019-03-26

Keywords

  • NATURAL MONOPOLY,
  • STRUCTURAL REFORM,
  • TRANS-SIBERIAN RAILWAY,
  • RUSSIAN RAILWAYS

How to Cite

1.
Bykadorov С, Kibalov Е. Is the Monopolism of the Russian Railways Natural?. ECO [Internet]. 2019 Mar. 26 [cited 2024 Dec. 18];43(7):91-105. Available from: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/2202

Abstract

The paper analyses results of the structural reform of the former Russian Ministry of Railways. It disputes the correctness of government regulation of Russian Railways Corporation (a successor of the Ministry of Railways) as a natural monopoly. Calculations and some qualitative reasons demonstrate that it is the Trans-Siberian Railway that is a natural-monopolistic core of the corporation, while the rest part of the corporation should be carefully analyzed in order to identify other Potential natural-monopolistic structures in it.

References








1.

Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ О естественных монополиях//Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№ 34





2.

Федеральный закон от 10.01. 2003 г. № 16-ФЗ О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон О естественных монополиях//Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 2.





3.

Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте//Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№ 23.





4.

О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта//Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. -№ 2.





5.

Правительство РФ рассмотрело инвестиционную программу и финансовый план ОАО РЖД на 2013-2015 годы//Российские железные дороги. Пресс-релизы. -9.11.2012 г. URL: http://press.rzd.ru/news/public/press?STRUCTURE_ID-654&layer_id-4069&id-80993









6. Стенограмма публичной лекции Стратегия развития ОАО РЖД до 2015 года, прочитанной старшим вице-президентом ОАО РЖД Б.М. Лапидусом для студентов железнодорожных вузов (9 октября 2006 г., Москва, МИИТ). URL: http://ooo-radoneg.ru/36051/394217
7. РЖД снизили скорость перевозки грузов до темпов велосипедистов. URL: http://scbist.com/mashinisty/17848-problemy-rzhd-izderzhki-reformy.html
8. Хусаинов Ф.И. Курс лекций Экономика железнодорожного транспорта. URL: http://f-husainov.narod.ru/ezdt_lec1_2011.pdf (слайд 36).
9. Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. -М.: Ком Книга, 2006.
10. Баумоль У. Детерминанты отраслевой структуры и теория состязательных рынков//Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. -СПб, 2002. Т.1. -С. 631.
11. Трус Л.С. Имитационное математическое моделирование миграции населения в зипфовском регионе. Дис. на соиск. учен. степ. канд. географич. наук. -М.: Институт географии РАН, 1979.
12. Морозов В. К новой структуре управления//Пульт управления. -2011. -№ 1. -С. 9.
13. Морозов В. К новой структуре управления. -С. 5. Непонятно, почему за образец взята некая современная корпорация, а не конкретная корпорация -железнодорожная. Правда, современных железнодорожных корпораций, сравнимых с ОАО РЖД по обьёмам деятельности, территориальной рассредоточенности и конфигурации сети, в мире просто нет. Тем не менее копировать с иных, нежелезнодорожных корпораций суперцентализованную организационную модель управления, как это сделано в ОАО РЖД, по меньшей мере, рискованно. Казалось бы, послужить примером для отечественных реформаторов могла бы модель управления железными дорогами США, построенная по регионально-декомпозиционному принципу. Но не послужила.