Том 53 № 10 (2023)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

Фактор репутации в государственных закупках с точки зрения заказчиков и поставщиков

М.К. Емельянова
Институт анализа предприятий и рынков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
А.А. Яковлев
Центр Дэвиса, Гарвардский университет (США)
Bio

Опубликован 29.09.2023

Ключевые слова

  • государственные закупки; репутация; эффективность закупок: государственные заказчики; поставщики; доверие; конкурентная среда

Как цитировать

1.
Емельянова М, Яковлев А. Фактор репутации в государственных закупках с точки зрения заказчиков и поставщиков. ECO [Интернет]. 29 сентябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];53(10):137-53. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4671

Аннотация

В статье раскрывается роль репутации в российской системе госзакупок. На основе опроса государственных заказчиков и поставщиков показано, что опытные участники рынка придают значение и репутации контрагентов, и собственной. Поставщики и заказчики сходятся во мнениях относительно наиболее важных факторов репутации поставщиков, но при интерпретации репутации заказчиков их мнения разнятся. В исследовании мы подтверждаем на российских данных выводы зарубежных авторов о вкладе репутации поставщиков в повышение эффективности закупок. Также показана роль в этом репутации госзаказчиков, мало изученная в литературе. Полученные результаты объясняются в контексте решения заказчиками проблемы одновременного обеспечения и качества закупок, и конкуренции.

Библиографические ссылки

  1. Вольчик В.В. Эволюция институциональной структуры размещения государственного заказа в России // Вопросы регулирования экономики. 2011. Т. 2. № . 2. С. 56–67.
  2. Конов A.В., Бегтин И.Д., Горбачева Н.Г., Добровольская А., Маскалева О.С. Система государственных закупок в России: конкуренция против качества?/ Под ред. М. Комина; Центр перспективных управленческих решений. М.: ЦПУР; Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.
  3. Мельников В.В. Электронные госзакупки: год спустя // ЭКО. 2012. № . 5 (455). С. 174–187. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2012–5–174–189
  4. Мельников В.В. Проблема оппортунизма в государственных закупках // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2013. Т. 5. № . 3. С. 114–124.
  5. Механизмы регулирования экономических процессов в условиях цифровой трансформации: международный, национальный, региональный уровни: Монография / Под ред. И.Д. Тургель. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. 106 с.
  6. Яковлев А., Аллилуева О., Кузнецова И., Шамрин А., Юдкевич М., Якобсон Л. Система госзакупок: на пути к новому качеству // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 88–107. DOI: 10.32609/0042–8736–2010–6–88–107
  7. Яковлев А.А., Балаева О.Н., Родионова Ю.Д., Ткаченко А.В. Проблемы и эффективность госзакупок глазами их участников // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2020. № . 11 (557). С. 83–103. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2020–11–83–103.
  8. Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Емельянова М.К., Балаева О.Н. Репутация и доверие в российской системе госзакупок // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2022. Т. 14. № . 1. С. 89–107. DOI: 10.17835/2076–6297.2022.14.1.086–099.
  9. Bernstein L. Beyond relational contracts: Social capital and network governance in procurement contracts // Journal of Legal Analysis. 2015. Vol. 7. No. 2. Pp. 561–621. DOI: 10.1093/jla/law001
  10. Decarolis F., Spagnolo G., Pacini R. Past performance and procurement outcomes. // National Bureau of Economic Research. 2016. No. w22814. URL: https://www.nber.org/papers/w22814 (дата обращения: 12.07.2023).
  11. De Clercq D., Rangarajan D. The role of perceived relational support in entrepreneur–customer dyads // Entrepreneurship Theory and Practice. 2008. Vol. 32. No. 4. Pp. 659–683. DOI: 10.1111/j.1540–6520.2008.00247.x
  12. Flynn A. Re-thinking SME disadvantage in public procurement. // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2017. Vol. 24. No. 4. Pp. 991–1008. DOI: 10.1108/jsbed-03–2017–0114
  13. Jing J. Myers L.A., Ng J., Su L. Customer referencing and capital market benefits: Evidence from the cost of equity // Contemporary Accounting Research. 2022. DOI: 10.1111/1911–3846.12850.
  14. Lamothe M., Lamothe S. To Trust or Not to Trust? What Matters in Local Government-Vendor Relationships? // Journal of Public Administration Research and Theory. 2012. Vol. 22. No. 4. Pp. 867–892. DOI: 10.1093/jopart/mur063
  15. MacLeod W.B. Reputations, relationships, and contract enforcement. // Journal of economic literature. 2007. Vol. 45. No. 3. Pp. 595–628. DOI: 10.1257/jel.45.3.595
  16. Picci L. Reputation-based governance / Stanford University Press, 2011. 240 p.
  17. Spagnolo G. Reputation, competition, and entry in procurement // International Journal of Industrial Organization. 2012. Vol. 30. No. 3. Pp. 291–296. DOI: 10.1016/j.ijindorg.2012.01.001
  18. Vanneste B.S., Gulati R. Generalized trust, external sourcing, and firm performance in economic downturns // Organization Science. 2022. Vol. 33. No. 4. Pp. 1599–1619. DOI: 10.1287/orsc.2021.1500