Том 51 № 5 (2021)
Тема номера: Коронакризис: скрытые возможности

Российская розничная торговля до, во время и после коронакризиса

Ю. Симачев
директор Центра исследований структурной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики
А. Федюнина
Центр исследований структурной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики
Н. Ершова
Институт анализа предприятий и рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики
С. Мисихина
Институт «Центр развития», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Опубликован 05.05.2021

Ключевые слова

  • розничная торговля,
  • цифровая трансформация,
  • COVID-19,
  • кризис,
  • отраслевое регулирование

Как цитировать

1.
Симачев Ю, Федюнина А, Ершова Н, Мисихина С. Российская розничная торговля до, во время и после коронакризиса. ECO [Интернет]. 5 май 2021 г. [цитируется по 19 декабрь 2024 г.];51(5):29-52. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4246

Аннотация

В статье анализируется влияние кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на сектор розничной торговли в России. Исследование основано на серии интервью с представителями сектора и макроданных отраслевой статистики. В период кризиса произошло обострение проблем, давно наблюдающихся в отрасли, и одновременно ускорились процессы, связанные с формированиемновых форматов и моделей деятельности. Наибольшие изменения произошли в продовольственном сегменте, который менее пострадал от локдаунов и быстрее смог адаптироваться к новым условиям. В условиях кризиса проявилась высокая чувствительность бизнеса к нормативным региональным условиям, произошло размывание границ розничной торговли, связанное со входом в отрасль компаний из смежных отраслей (например, ИТ-сектора, банков), продолжилась цифровая трансформация отрасли. Перспективы развития сектора во многом определяются необходимостью поиска концептуально новых подходов к регулированию торговой деятельности, доступностью цифровых технологий и человеческого капитала для трансформации отрасли.

Библиографические ссылки

  1. Акиндинова Н. В., Кондрашов Н. В., Мисихина С. Г. Доходы населения в 2020 г. упадут: насколько хватит мер поддержки? // Комментарии о Государстве и Бизнесе. 2020. № 273 (7 мая 2020 г.).
  2. Зверева А. О., Ильяшенко С. Б. Инновационные решения в торговле в контексте глобальных экономических процессов // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 3. С. 609–618. DOI: 10.18334/rp.19.3.38819
  3. Калинушкин В. С. Розничная торговля в России и ее современные тенденции // Управление и экономика в XXI веке. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roznichnaya-torgovlya-v-rossii-i-ee-sovremennye-tendentsii (дата обращения: 28.01.2021).
  4. Красюк И. А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах // Практический маркетинг. 2015. № 6 (220). URL: https://
  5. cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya-roznichnoytorgovli-
  6. v-regionah (дата обращения: 28.01.2021).
  7. Красюк И. А., Ногина О. Р. Развитие электронной розничной торговли в России // Практический маркетинг. 2015. № 7 (221). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elektronnoy-roznichnoy-torgovli-v-rossii (дата обращения: 28.01.2021).
  8. Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 3. С. 599–608. DOI: 10.18334/rp.19.3.38818
  9. Фетисова О. В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. № 2. URL: https://
  10. cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-mirovoy-roznichnoytorgovli (дата обращения: 28.01.2021).