Том 51 № 8 (2021)
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Экосистемы как инновационный инструмент роста бизнеса

В. Маркова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
С. Кузнецова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Опубликован 02.08.2021

Ключевые слова

  • экосистема бизнеса,
  • экосистемный подход,
  • рост бизнеса,
  • участники экосистемы,
  • функциональные роли,
  • стратегические решения
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Маркова В, Кузнецова С. Экосистемы как инновационный инструмент роста бизнеса. ECO [Интернет]. 2 август 2021 г. [цитируется по 23 ноябрь 2024 г.];51(8):151-68. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4299

Аннотация

Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и проблем экосистемного подхода к управлению компаниями на основе анализа опыта функционирования российских экосистем. Показано, что экосистемы бизнеса, объединяя компании и формируя ценностные предложения для клиентов по принципу одного окна, видоизменяют способы партнерства и конкуренции, становятся механизмом совместного развития участников на основе комплементарных инноваций и распределенного творчества. Охарактеризованы отличия экосистем от традиционных форм сотрудничества, позволяющие понять их преимущества и барьеры. При этом учтены ключевые характеристики экосистем, которые позволяют типизировать стратегические альтернативы их развития и классифицировать их потенциальных участников по функциональным ролям. Очерчены контуры пространства стратегических выборов участников экосистем и определены направления эволюции последних, тем самым внесен вклад в развитие теории стратегического управления в контексте экосистемного подхода.

Библиографические ссылки

  1. Альстайн М., Паркер Дж., Чаудари С. Сетевой эффект как новый двигатель экономики // Harvard Business Review – Россия. 2017, июнь. С. 29–36.
  2. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения/ Пер. с англ., М.: Альпина Паблишер, 2019. 257 с.
  3. Еферин Я. Ю., Россото К., Хохлов Ю. Е. Цифровые платформы в России: конкуренция между национальными и зарубежными многосторонними платформами стимулирует экономический рост и инновации // Информационное общество. 2019. № 1–2. С. 16–34.
  4. Карпинская В. А. Экосистема как единица экономического анализа//Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий /Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2018. С. 125–141. DOI: 10.33276/978–5–8211–0769–5–125–141.
  5. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2 (232). С. 55–60.
  6. Маркова В. Д. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию // ЭКО. 2019. № 5. С. 106–123. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2019–5–106–123
  7. Паркер Дж., Альстайн М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас/ Пер. с англ. Е. Пономаревой, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 304 с.
  8. Раменская Л. А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях //Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 16–28. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–2.
  9. Срничек Н. Капитализм платформ/ Пер. с англ. М. Добряковой, М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 128 с.
  10. Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy. Journal of Management. 2017. Vol. 43. No. 1, Рp. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451 URL: https://www.researchgate.net/publication/310788892 (дата обращения: 10.02.2021).
  11. How the best companies create value from their ecosystems McKinsey & Company, November. 2019.
  12. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal, 2018. 39 (8), Рp. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
  13. Moore J. F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Harvard Business Review, May. 1993. Рp.75–86.
  14. Moore J. F. Business Ecosystems and the View from the Firm. The Antitrust Bulletin, 2006. Vol.51, № 3. Pp.31–75. URL: https://pdfslide.net/reader/f/moore-business-ecosystems (дата обращения: 20.01.2021).
  15. Pidun U., Reeves M., Schüssler M. 2019. Do You Need a Business Ecosystem? URL: https://www.bcg.com/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem (дата обращения: 05.03. 2021).