Том 49 № 5 (2019)
ИННОВАЦИИ

Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию

В. Маркова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Bio

Опубликован 12.05.2019

Ключевые слова

  • платформы,
  • матрица формирования платформы,
  • платформенное мышление,
  • участники платформ,
  • монетизация деятельности

Как цитировать

1.
Маркова В. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию. ECO [Интернет]. 12 май 2019 г. [цитируется по 18 февраль 2025 г.];49(5):106-23. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/3803

Аннотация

 Платформенные модели бизнеса являются важнейшей составляющей цифровой экономики, они ведут к трансформации и подрыву многих отраслей, меняют конкуренцию и одновременно становятся фактором роста компаний. Наиболее сложные, но и привлекательные, с позиций инновационного развития, – многосторонние платформы, где представлены несколько типов участников, между которыми формируются непростые взаимодействия, охватывающие систему распространения и потребления платформенных продуктов, разработку дополняющих продуктов, процессы совместного создания ценности и использования активов платформы. В статье обсуждаются методические аспекты создания многосторонних платформ с акцентом на три составляющих: участники платформы, их роли и взаимодействия; платформенное мышление; подходы к монетизации деятельности платформы. Предлагается матрица формирования платформы, которая включает основные типы участников и ключевые аспекты платформенного взаимодействия.

Библиографические ссылки

  1. Альстайн М., Паркер Дж., Чаудари С. Сетевой эффект как новый двигатель экономики //Harvard Business Review – Россия. 2017. Январь-февраль. С. 28–36.
  2. Гассман О, Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов. М.: Альпина Паблишер, 2016.
  3. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2. С. 52–57.
  4. Маркова В. Д. Влияние цифровой экономики на бизнес // ЭКО. 2018а. № 12. С. 7–22.
  5. Маркова В. Д. Бизнес-модели компаний на базе платформ // Вопросы экономики. 2018б. № 10. С. 127–135.
  6. Паркер Дж. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – как заставить их работать на вас / Дж. Паркер, М. Альстин, С. Чаудари; [пер. с англ.] М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  7. Тапскотт Д., Уильямс Э. Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. СПб.: Бест Бизнес Букс, 2009.
  8. Уэссел М., Леви Э., Сигел Р. Рывок в цифровую экономику // Harvard Business Review – Россия. 2017. Март. С. 59–65.
  9. Эванс Д., Шмаленси Р. Код катализатора. Стратегии прорыва в современном бизнесе. М.: Вершина, 2008.
  10. Эдельман Б. Как запустить цифровую платформу //Harvard Business Review – Россия. 2015. Апрель. С. 80–87.
  11. Choudary S. P. Platform Scale: How an emerging business model helps startups build large empires with minimum investment. Platform Thinking Labs, 2015.
  12. Eisenmann T., Parker G., Alstine M. Opening platforms: how, when and why? Boston: Harvard Business School, 2008.
  13. Evans P., Gawer A. The Rise of the Platform Enterprise. A Global Survey /
  14. The Center for Global Enterprise // The Emerging Platform Economy Series, 2016, Jan.
  15. Roche J. C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of European Economic Association. 2003. Vol. 1. № 4. P. 990–1029.
  16. Rogers, D. The Digital Transformation Playbook: Rethink Your Business for the Digital Age. Columbia Business School Publishing, 2016.
  17. Simon, Phil. The Age of the Platform: How Amazon, Apple, Facebook, and Google Have Redefined Business. Paperback, 2011.
  18. Tapscott D., Ticoll D., Lowy A. A. Digital Capital: Harnessing the Power of Business Webs. London: N. Brealey, 2000.
  19. Xing Wan, Cenamor J., Parker G., M. Van Alstyne. Unraveling Platform Strategies: A Review from an Organizational Ambidexterity Perspective // Sustainability. 2017. № 9. doi:10.3390/su9050734