Том 43 № 7 (2013)
ОТРАСЛЬ

ЕСТЕСТВЕН ЛИ МОНОПОЛИЗМ ОАО "РЖД"?

С. Быкадоров
Сибирский государственный университет путей сообщения
Bio
Е. Кибалов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Bio

Опубликован 26.03.2019

Ключевые слова

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ,
  • СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА,
  • ОАО "РЖД",
  • ТРАНССИБ

Как цитировать

1.
Быкадоров С, Кибалов Е. ЕСТЕСТВЕН ЛИ МОНОПОЛИЗМ ОАО "РЖД"?. ECO [Интернет]. 26 март 2019 г. [цитируется по 18 декабрь 2024 г.];43(7):91-105. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/2202

Аннотация

НАЛИЗИРУЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ БЫВШЕГО МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МПС) РФ И СТАВИТСЯ ПОД СОМНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕЕМНИКА МПС ОАО РЖД КАК ЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИСТА. ПРИВОДЯТСЯ РАСЧЁТЫ И НЕКОТОРЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ СООБРАЖЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ТОГО, ЧТО ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫМ ЯДРОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОРПОРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ, А ОАО РЖД БЕЗ ТРАНССИБА СЛЕДУЕТ ПОДВЕРГНУТЬ ТЩАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ С ЦЕЛЬЮ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДРУГИХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР В ЕЕ СОСТАВЕ.

Библиографические ссылки








1.

Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ О естественных монополиях//Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№ 34





2.

Федеральный закон от 10.01. 2003 г. № 16-ФЗ О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон О естественных монополиях//Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. -№ 2.





3.

Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте//Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№ 23.





4.

О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта//Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. -№ 2.





5.

Правительство РФ рассмотрело инвестиционную программу и финансовый план ОАО РЖД на 2013-2015 годы//Российские железные дороги. Пресс-релизы. -9.11.2012 г. URL: http://press.rzd.ru/news/public/press?STRUCTURE_ID-654&layer_id-4069&id-80993









6. Стенограмма публичной лекции Стратегия развития ОАО РЖД до 2015 года, прочитанной старшим вице-президентом ОАО РЖД Б.М. Лапидусом для студентов железнодорожных вузов (9 октября 2006 г., Москва, МИИТ). URL: http://ooo-radoneg.ru/36051/394217
7. РЖД снизили скорость перевозки грузов до темпов велосипедистов. URL: http://scbist.com/mashinisty/17848-problemy-rzhd-izderzhki-reformy.html
8. Хусаинов Ф.И. Курс лекций Экономика железнодорожного транспорта. URL: http://f-husainov.narod.ru/ezdt_lec1_2011.pdf (слайд 36).
9. Белоусова Н.И., Васильева Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. -М.: Ком Книга, 2006.
10. Баумоль У. Детерминанты отраслевой структуры и теория состязательных рынков//Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. -СПб, 2002. Т.1. -С. 631.
11. Трус Л.С. Имитационное математическое моделирование миграции населения в зипфовском регионе. Дис. на соиск. учен. степ. канд. географич. наук. -М.: Институт географии РАН, 1979.
12. Морозов В. К новой структуре управления//Пульт управления. -2011. -№ 1. -С. 9.
13. Морозов В. К новой структуре управления. -С. 5. Непонятно, почему за образец взята некая современная корпорация, а не конкретная корпорация -железнодорожная. Правда, современных железнодорожных корпораций, сравнимых с ОАО РЖД по обьёмам деятельности, территориальной рассредоточенности и конфигурации сети, в мире просто нет. Тем не менее копировать с иных, нежелезнодорожных корпораций суперцентализованную организационную модель управления, как это сделано в ОАО РЖД, по меньшей мере, рискованно. Казалось бы, послужить примером для отечественных реформаторов могла бы модель управления железными дорогами США, построенная по регионально-декомпозиционному принципу. Но не послужила.