Том 48 № 9 (2018)
ТЕМА НОМЕРА: ГОСБЮДЖЕТ: КАК, КОМУ И СКОЛЬКО?

Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются

А. Яковлев
Институт анализа предприятий и рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Bio
А. Ткаченко
Департамент прикладной экономики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Bio
О. Балаева
Школа бизнеса и делового администрирования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Bio
Ю. Родионова
Институт анализа предприятий и рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Опубликован 15.10.2018

Ключевые слова

  • государственные закупки,
  • проблемы регулирования госзакупок,
  • поставщик,
  • госзаказчик

Как цитировать

1.
Яковлев А, Ткаченко А, Балаева О, Родионова Ю. Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются. ECO [Интернет]. 15 октябрь 2018 г. [цитируется по 19 ноябрь 2024 г.];48(9):17-38. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1659

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы российской системы госзакупок на основе анализа оценок, полученных в ходе массового опроса заказчиков и поставщиков. Показано, что, несмотря на существенное изменение законодательства, большая часть проблем, характерных для национальной системы госзакупок, включая ценовой демпинг, коллизии в регулировании, низкий уровень конкуренции на торгах, остаются неизменными. Оценивание этих проблем респондентами рассматривалось с учетом их опыта работы и других факторов. Авторы приходят к выводу, что одной из причин отсутствия позитивных сдвигов в восприятии регулирования закупок непосредственными участниками является тот факт, что изменения в законодательстве о госзакупках были направлены на учет интересов ведомств и не принимали во внимание запросы участников закупочного процесса. На этой основе в работе сформулированы предложения по проведению регулярного мониторинга мнений и оценок рядовых заказчиков и поставщиков.

Библиографические ссылки

  1. Бальсевич А. А., Подколзина Е. А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 4. С. 563–585.
  2. Бальсевич А. А., Пивоварова С. Г., Подколзина Е. А. Региональные различия в относительных ценах государственных контрактов: роль информационной прозрачности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 97–111.
  3. Вольчик В. В. Эволюция институциональной структуры размещения государственного заказа в России // Вопросы регулирования экономики. 2011. Т. 2. № 2. С. 56–67.
  4. Мельников В. В. Институциональная трансформация механизма государственных закупок в постсоветской России. Новосибирск: Изд–во НГТУ, 2008. 220 c.
  5. Мельников В. В. Все ли ладно с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов? // ЭКО. 2011. № 1. С. 170–178.
  6. Мельников В. В. Электронные госзакупки: год спустя // ЭКО. 2012. № 5. С. 174–187.
  7. Онлайн–исследования в России 2.0. / Сборник статей под ред. Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. М.: РИЦ «Северо–Восток», 2010.
  8. Островная М. В., Подколзина Е. А. Снижение эффективности аукционов и борьба с ограничением конкуренции в государственных закупках // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 41–57.
  9. Рожков М. А., Балаева О. Н. Проблемы госзакупочной деятельности в России: взгляд заказчика // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. № 18. С. 62–73.
  10. Яковлев А. А., Аллилуева О. Г., Кузнецова И. В., Шамрин А. Т., Юдкевич М. М., Якобсон Л. И. Система госзакупок: на пути к новому качеству // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 88–107.
  11. Яковлев А. А., Балаева О. Н., Ткаченко А. В. Оценка издержек закупочной деятельности региональных госзаказчиков (на примере Калужской области) // ЭКО. 2016. № 1. С. 153–169.
  12. Dlamini W. and Ambe I. M. The influence of public procurement policies on the implementation of procurement best practices in South African universities // Journal of Transport and Supply Chain Management. 2012. Vol. 6. № 1. P. 277–293.
  13. European Commission. European Code of Best Practices Facilitating Access by SMEs to Public Procurement Contracts. 2008.
  14. Nelson Ph. Information and Consumer Behavior // Journal of Political Economy. 1970. Vol. 78. № 2. P. 311–329.
  15. Darby M. R., Karni E. Free Competition and Optimal Amount of Fraud. Journal of Law and Economics. 1973. Vol. 16. № 1. P. 67–88.
  16. Ostrovnaya M., Podkolzina E. Favoritism in public procurement auctions: model of endogenous entry / Department of Economics – University of Perugia (IT). Series ISSN2385–2275 «Working papers of the Department of Economics – University of Perugia (IT)». 2015. № 15.
  17. Mironov M., Zhuravskaya E. Corruption in procurement and the political cycle in tunneling: Evidence from financial transactions data. American Economic Journal: Economic Policy. 2016. Vol. 8. № 2. P. 287–321.
  18. Moszoro M., Spiller P., Stolorz S. Rigidity of Public Contracts. Journal of Empirical Legal Studies. 2016. September. Vol. 13, Issue 3. P. 396–427.
  19. Moszoro M., Spiller P. Third–Party Opportunism and the Nature of Public Contracts. Working Paper 18636. National Bureau of Economic Research. 2012. Available at: http://www.nber.org/papers/w18636 (accessed: 10.07.2018).
  20. Pw C. Public procurement in Europe: cost and effectiveness. PricewaterhouseCoopers. A study on procurement regulation prepared for the European Commission. 2011.
  21. Zhang Y. Using the Internet for Survey Research: A Case Study. Journal of the American Society for Information Science. 2000. № 51. P. 57–68.