Тема номера: Транспорт: конкуренция и/или взаимодействие?
Конкуренция отраслей экономики за провозные способности Восточного полигона
Опубликован 07.10.2024
Ключевые слова
- транспорт; железнодорожные перевозки; грузоперевозки; ОАО «РЖД»; Транссиб; БАМ; прогноз; межотраслевые связи; экономические эффекты; Кузбасс; налоговые доходы; транспортные ограничения
Как цитировать
1.
Малов В, Тарасова О, Валиева О, Горюшкина Е. Конкуренция отраслей экономики за провозные способности Восточного полигона. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];54(5):8-24. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4774
Аннотация
Переориентация российского экспорта на Восток привела к предельной загруженности отдельных участков Транссиба и БАМа. В статье рассматриваются возможные пути преодоления возникшего транспортно-инфраструктурного дисбаланса и оцениваются их экономические, социальные и финансовые последствий для экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и страны в целом. На базе оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели построены сценарии с различной номенклатурой грузоперевозок (комбинации отраслей АПК, деревообработка, цветная металлургия, нефтепереработка и химическое производство). В рамках рассматриваемых сценариев дается оценка изменений объемов валовой продукции, конечного потребления и налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, включая консолидированные региональные бюджеты СФО и ДФО.Библиографические ссылки
- Бардаль А.Б. Приоритеты развития транспортного комплекса для обеспечения устойчивости экономики восточных регионов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2023. № 3(74). С. 127–131. DOI 10.52897/2411–4588–2023–3–127–131
- Блам Ю.Ш., Крюков В.А., Малов В.Ю., Токарев А.Н., Чурашев В.Н. Оценка перспектив создания Северного широтного транспортного коридора // ЭКО. 2016. № 5. С. 28–43.
- Бульонков М.А., Малов В.Ю., Филаткина Н.Н. Ситуационный анализ в системе транспортного прогнозирования МИКС-ПРОСТОР // Ситуационная комната как элемент организации экспертного сообщества: задачи планирования и прогнозирования / Под ред. Г.А. Унтуры; Рос. акад. наук, Сиб. отд-е, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2018. Гл. 2.2. С. 49–63.
- Исаев А.Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная Экономика. 2015. № 3. С. 57–73.
- Коломак Е.А. Эффективность инфраструктурного капитала в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 74–93.
- Макушин М.А. Экспорт российского угля в условиях санкционной политики Евросоюза: последствия и сценарии развития // География и природные ресурсы. 2023. Т. 44. № 2. С. 144–153.
- Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Тарасова О.В. Детализация транспортной отрасли в межрайонной межотраслевой модели: взаимосвязь ОМММ-О и ОМММ-транспорт // Модели и методы прогнозирования: Азиатская Россия в экономике страны / Под ред. А.О. Баранова, В.И. Суслова; Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2023. Гл. 5.2. С. 294–317.
- Тарасова О.В., Панкова Ю.В. Двухуровневая оценка крупных транспортных проектов Дальнего Востока // Проблемы развития территории. 2019. № 2 (100). С. 67–79. DOI: 10.15838/ptd.2019.2.100.4
- Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3 (12). С. 65–78.
- Bougheas, S., Demetriades, P., Mamuneas, T. (2000). Infrastructure, Specialization, and Economic Growth. Canadian Journal of Economics. Vol. 33. No. 2. Pp. 506–522.
- Cohen, J., Monaco, K. (2008). Ports and Highways Infrastructure. An Analysis of Intraand Interstate Spillovers. International Regional Science Rev. Vol. 31. Рp. 257–274.
- Morrison, C.J., Schwartz, A.E. (1996). State Infrastructure and Productive Performance. American Econ. Rev. Vol. 86. Рp. 1095–1111.