Том 55 № 5 (2025)
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Гость или хозяин тайги: модели поведения крупного бизнеса в малых населенных пунктах Сибири

В.А. Руднева
Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СO РAH
О.В. Тарасова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН

Опубликован 06.10.2025

Ключевые слова

  • крупный бизнес; малые поселения; территория присутствия; социальная ответственность бизнеса; кейс-анализ; проекты; инфраструктура

Как цитировать

1.
Руднева В, Тарасова О. Гость или хозяин тайги: модели поведения крупного бизнеса в малых населенных пунктах Сибири. ECO [Интернет]. 6 октябрь 2025 г. [цитируется по 8 октябрь 2025 г.];55(5):131-5. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4902

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы участия крупного бизнеса в социально-экономических процессах на территории присутствия. На материалах доступных статистических данных и проведенных экспедиционных исследований охарактеризовано поведение ключевых предприятий в четырех сибирских городах (Усть-Кут, Тайшет, Байкальск, Игарка) и пгт. Шерегеш по экономическим, социальным и экологическим аспектам. Установлено, что на поведение предприятий оказывают влияние их размер и отраслевая принадлежность, а также размер населенного пункта. Степень укорененности и пространственная конфигурация бизнеса однозначного влияния не показали. Среди рассмотренных кейсов модель «хозяина» обнаружена в городах Усть-Кут, Тайшет и Игарка. Применяемые там механизмы и практики взаимодействия могут быть адаптированы для других малых населенных пунктов России.

Библиографические ссылки

  1. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, С.В. Шишкин, Л.С. Шилова, Н.Ю. Лапина; отв. ред. С.В. Шишкин; Независимый институт социальной политики. М: НИУ ВШЭ, 2005. 232 с.
  2. Данилова О.В. Социально ответственная практика государства и крупного бизнеса в регионах присутствия: методы и инструменты воздействия // Труды БГТУ. Серия 5: экономика и управление. 2018. № 1 (208). С. 142–148.
  3. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и план действий. М.: URSS, 2015. 216 с.
  4. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы / Аналитический доклад. Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 102 с.
  5. Лазаренко В.А. Корпоративная социальная ответственность крупного бизнеса в России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. № 1. С. 66–72.
  6. Макарова Г.Н. Крупный российский бизнес как фактор ограничения экономического роста в современной России // BaikalResearch J. 2011. № 6. С. 68–73.
  7. Малышев М.К. Роль крупного бизнеса в развитии территорий (на примере металлургических корпораций России) // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17, № 6(114). С. 144–155. DOI 10.21686/2413–2829–2020–6–144–155
  8. Маслобоев В.А., Виноградова С.Н., Дидык В.В., Корчак Е.А., Мингалева Т.А., Петров В.Н., Рябова Л.А. Горная промышленность в Арктике в контексте обеспечения устойчивого развития местных сообществ // Вестник Кольского научного центра РАН. 2015. № 4. С. 82–89.
  9. Мошкова Л.Е. Развитие партнерских отношений бизнеса и власти на территории присутствия: теория и практика: монография. Тверь: Тверской государственный университет, 2014. 236 с.
  10. Нефедкин В.И. Экстерриториальное и локальное в контексте регионального развития // Регион: экономика и социология. 2016. № 4(92). С. 69–86.
  11. Стасова Т.М. Взаимоотношения бизнеса и государства: теоретические аспекты: монография. М.: КУРС, 2012. 192 с.
  12. Сысоева Н.М. Монофункциональные города Иркутской области в кризисный период // Известия ИГУ. Серия «Науки и Земле». 2009. Т. 2. № 1. С. 173–182.
  13. Aras-Beger, G., Taşkın, F.D. (2020). Corporate Social Responsibility (CSR) in Multinational Companies (MNCs), Small-to-Medium Enterprises (SMEs), and Small Businesses. In: Crowther, D., Seifi, S. (eds) The Palgrave Handbook of Corporate Social Responsibility. Palgrave Macmillan, Cham. 1–25 pp. https://doi.org/10.1007/978–3–030–22438–7_69–1
  14. Bissacco, I., Maccarrone, P., Spinelli, K. (2005). The Strategic approaches to CSR by large companies: a contingent model. Business Strategy and the Environment
  15. Conference 2005. Leeds. Available at: https://www.crrconference.org/Previous_conferences/downloads/bissacco.pdf (accessed 11.07.2025).
  16. Calvo, G., Carvallo, P. (2015). From Social Responsibility Towards Corporate Territorial Responsibility. 3rd International Conference on Social Responsibility in Mining. Antofagasta, Pp. 1–10.
  17. Ioannidis, P., Hazaakis, K.J. (2012). Modeling the interaction between firms and institutions in a local context: A game approach. Journal of Regional & Socio-Economic Issues. Vol. 2. No. 2. Pp. 70–95.
  18. Karmakar, S., Bharti, M. (2023). Impact of Industrial Development on Land and Spatial Form in Small Industrial Towns in India: A Case of Morbi, Gujarat, India. Urbanisation. Vol. 8. No. 2. Pp. 206–230. https://doi.org/10.1177/24557471231209179.
  19. Small Town Development Approaches. (2012). Nairobi. UN-HABITAT. 82 p.