Том 52 № 4 (2022)
Тема номера: Облако науки инноваций

Высшее образование: непреодолимый институциональный разрыв с рынком труда

С.А. Барков
МГУ им. М. В. Ломоносова
В.И. Зубков
Институт инженерной экономики и гуманитарных наук; НИУ Московский авиационный институт, Москва

Опубликован 08.04.2022

Ключевые слова

  • высшее образование,
  • рынок труда,
  • функции высшего образования,
  • история высшего образования,
  • реформы высшего образования,
  • отношение россиян к высшему образованию
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Барков С, Зубков В. Высшее образование: непреодолимый институциональный разрыв с рынком труда. ECO [Интернет]. 8 апрель 2022 г. [цитируется по 18 декабрь 2024 г.];52(4):8-30. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4413

Аннотация

Статья посвящена анализу взаимодействия высшего образования и рынка труда в России. Выделены общекультурная и прагматическая функции высшего образования и показано преобладание первой в российской истории. Рассмотрены прерывность образования и непрерывность рынка труда как процессов и возможности их синхронизации в плановой экономике. Современные реформы высшего образования оценены как неудачные попытки приблизить высшее образование к рынку труда, в результате которых разрыв между ними только увеличился. Описано своеобразное отношение россиян к высшему образованию. Сделаны выводы о необходимости сохранения исторически сформировавшихся образовательных ценностей, возвращения к специалитету и подготовке студентов по традиционным научным направлениям в сочетании с развитием частных образовательных центров и стимулированием работодателей к профессиональной адаптации выпускников вузов.

Библиографические ссылки

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
  2. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ) / В. И. Шинкарук, Л. В. Сохань, Н. А. Шульга и др. Киев: Наукова думка, 1985. 304 с.
  3. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.
  4. Олейникова О. Н. Обучение в течение всей жизни (реализация Лиссабонской стратегии). М.: МГАДА, 2009. 156 с.
  5. Парфентьева Л. 100 способов изменить жизнь. Часть 2. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 288 с.
  6. Розина Н. М., Зуев В. М. О нормативном финансировании высшего образования: современное состояние и пути развития // Финансы: теория и практика, 2017. № 2. С. 132–144.
  7. Селиванова О. А. Проблема деформации социальных лифтов в современной образовательной сфере // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2012. № 9. С. 33–40.
  8. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / С предисл. проф. М. М. Ковалевского. СПб.: Издательство Я. Г. Долбышева, 1914. 456 с.