Том 55 № 1 (2025)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Политический нетворкинг и высшее образование элит

С.А. Барков
МГУ им. М.В. Ломоносова
И.В. Колодезникова
МГУ им. М.В. Ломоносова
А.В. Маркеева
МГУ им. М.В. Ломоносова

Опубликован 30.01.2025

Ключевые слова

  • социальные сети; политический нетворкинг; высшее образование; университеты; «мягкая сила»; политические лидеры

Как цитировать

1.
Барков С, Колодезникова И, Маркеева А. Политический нетворкинг и высшее образование элит. ECO [Интернет]. 30 январь 2025 г. [цитируется по 31 январь 2025 г.];55(1):123-4. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4821

Аннотация

В постиндустриальном обществе важнейшим механизмом социального взаимодействия людей выступают социальные сети. В статье на основе анализа вторичных данных и авторского исследования мест получения образования политическими лидерами разных стран продемонстрированы эффекты построения социальных сетей (политического нетворкинга) в рамках трех моделей образования элиты: централизованной, децентрализованной и революционной. Каждая из моделей создает особые условия для формирования и управления социальными сетями. Отдельное внимание уделено существующим барьерам и направлениям создания реальных социальных сетей в российских образовательных институциях как составляющей стратегии «мягкой силы».

Библиографические ссылки

  1. Барков С.А., Дорохина О.В., Маркеева А.В., Максимов А.А. Династии и фамилии-бренды в политической сфере постиндустриального общества// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 4. С. 801–820.
  2. Барков С.А. Бюргерство и пассионарность как социокультурные модели развития национальных сообществ // Социология власти. 2008. № 6. С. 69–77
  3. Борунов Д.В. Братство на всю жизнь. Возвращение студенчества в Россию. М.: Изд. Буки Веди, 2021. 424 с.
  4. Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № . 2. С. 74–81.
  5. Валитов В.Н. Социальные сети российских иммигрантов и коренных жителей // Социологический журнал. 2000. № 1–2. С. 112–120.
  6. Гойко В.Л., Мягков М.Г., Мундриевская Ю.О., Александрова Ю.К., Булыгина М.В., Мищенко Е.С., Устюжанцева О.В. Стратегии и практики вовлечения выпускников вузов и массовых жертвователей в деятельность эндаументов: исследование Центра прикладного анализа больших данных и Центра знаний по целевым капиталам ТГУ. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. 176 c.
  7. Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки студенческих корпораций Европы и Северной Америки. М.: Проспект, 2015. 168 с.
  8. Мещерякова Н.Н., Крыштановская О.В. Качество образования российской политической элиты // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 138–156. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–12–138–156
  9. Олдрич Х., Роджер У., Робин У. Этнические предприниматели // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 5. С. 30–55.
  10. Радаев В.В. Рынок как переплетение социальных сетей // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 2. С. 47–54.
  11. Тев Д.Б. Федеральная административная элита России: образовательные характеристики // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 3. С. 76–96.
  12. Тев Д.Б. Элитное образование как канал рекрутирования властных групп: зарубежный опыт // Социологические исследования. 2015. № 9. 2015. С. 102–110.
  13. Юшкина Н.А. Влияние образовательных траекторий на формирование управленческой элиты в российских федеральных органах власти // Вестник университета. 2019. № 11. С. 176–183.
  14. Bourdieu, P. (1989). The State Nobility: Elite Schools in the Field of Power. Stanford: Stanford UP
  15. Chan, Kwok Bun (2000). Chinese Business Networks: State, Economy and Culture. Singapore. Prentice Hall, Nordic Institute of Asian Studies.
  16. Chang, I. (2004) The Chinese in America: a narrative history. New York. The Penguin Group.
  17. Chen, C. Chen, X-P, Huang, S. (2013) Chinese Guanxi: An Integrative Review and New Directions for Future Research. Management and Organization Review. Vol. 9(1). Pp.167–207. DOI:10.1111/more.12010
  18. Dorokhina, O.V., Sinelnikov, A.B., Barkov, S.A. (2023). The West, Russia and China: Inheritance systems and ways of economic development. RUDN Journal of Sociology. No. 3. Pp. 600–611. DOI: https://doi.org/10.22363/2313–2272–2023–23–3–600–611
  19. Fourcade-Gourinchas, M.& Babb, S. (2002). The Rebirth of the Liberal Creed: Paths to Neoliberalism in Four Countries. American Journal of Sociology. Vol. 108. Pp. 533–579.
  20. Valdés, J. (1995). Pinochet’s Economists: The Chicago School in Chile. Cambridge University Press.