РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Опубликован 29.12.2021
Ключевые слова
- пассажирские авиаперевозки; бизнес-модель; авиакомпании; стратегии авиакомпаний; влияние кризиса COVID-19; развитие отрасли пассажирских авиаперевозок
Как цитировать
1.
Фокеев М. Пассажирские авиаперевозки: антикризисные реакции и направления восстановления. ECO [Интернет]. 29 декабрь 2021 г. [цитируется по 23 ноябрь 2024 г.];52(1):96-120. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4368
Аннотация
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, вызвал существенное падение производственных показателей в отрасли пассажирских авиаперевозок и вынудил игроков изменить бизнес-модели. Базируясь на упоминаниях действий авиакомпаний в 2020 г. и первой половине 2021 г., автор рассматривает применимость отраслевой бизнес-модели и модели стратегий реагирования на кризис в российских условиях. С учетом региональной специфики определены типы реакций отечественных авиакомпаний на влияние кризиса и их элементы, глубина изменения бизнес-моделей. По результатам анализа удалось обнаружить отличную от зарубежных авиакомпаний последовательность реагирования российских перевозчиков на кризис, выраженную в поиске инновационных решений, расширении цепочки ценности, помимо сокращения активов и обращения за государственной поддержкой. Подобное поведение связано с региональными особенностями российского рынка, выраженными в институциональных характеристиках, архитектуре рынка и потребительском поведении. В совокупности комплексный и хронологический анализ на протяжении 1,5 лет позволил также выявить набор трендов развития рынка пассажирских воздушных перевозок в России, устойчивость которых может выступать предметом для продолжения тематических исследований.Библиографические ссылки
- Федорова, Е., Демин, И., Хрустова, Л., Федоров, Ф., Осетров, Р. Влияние тональности писем CEO на финансовые показатели компании // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 4. С. 441–462.
- Филинов, Н., Фокеев, М. Ценностное предложение российских авиакомпаний: драйверы и направления трансформации // Российский журнал менеджмента. 2021. Т. 18. № 4. С. 525–550.
- Albers, S., Rundshagen, V. (2020). European airlines′ strategic responses to the COVID-19 pandemic (January-May, 2020). Journal of Air Transport Management. No. 87, Pp. 1–7. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101863.
- Atteveldt, W., Kleinnijenhuis, J., Ruigrok, N., Schlobach, S. (2008). Good news or bad news? Conducting sentiment analysis on Dutch text to distinguish between positive and negative relations. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 5. No. 1. Pp. 73–94. Doi: 10.1080/19331680802154145.
- Barker, V., Duhaime, I. (1997). Strategic change in the turnaround process: Theory and empirical evidence. Strategic Management Journal. Vol. 18. No. 1. Pp. 13–38. Doi: 10.1002/(SICI)1097–0266(199701)18:1<13:: AID-SMJ843>3.0.CO;2-X.
- Barker, V., Mone, M. (1994). Retrenchment: Cause of turnaround or consequence of decline? Strategic Management Journal, Vol. 15. No. 5. Pp. 395–405. Doi: 10.1002/smj.4250150506
- Barney, J. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management. No. 17. Pp. 99–120. Doi: 10.1177/014920639101700108.
- Bauer, L., Bloch, D., Merkert, R. (2020). Ultra-Long-Haul: An emerging business model accelerated by COVID-19. Journal of Air Transport Management. No. 89. Pp. 1–8. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101901.
- Benner, M., Zenger, T. (2016). The lemons problem in markets for strategy. Strategy Science. Vol. 1. No. 2. Pp. 71–89. Doi: 10.1287/stsc.2015.0010.
- Bruton, G., Ahlstrom, D., Wan, J. (2003). Turnaround in East Asian firms: Evidence from ethnic Overseas Chinese communities. Strategic Management Journal. Vol. 24. No. 6. Pp. 519–540. Doi: 10.1002/smj.312.
- Chan, S., Chong, M. (2017). Sentiment analysis in financial texts. Decision Support Systems. Vol. 94. Pp. 53–64. Doi: 10.1016/j.dss.2016.10.006.
- Choi, J. (2021). Changes in airport operating procedures and implications for airport strategies post-COVID-19. Journal of Air Transport Management. No. 94. Pp. 13–21. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2021.102065.
- Czerny, A., Fu, X., Lei, Z., Oum, T. (2021). Post pandemic aviation market recovery: Experience and lessons from China. Journal of Air Transport Management, No. 90. Pp. 427–436. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101971.
- Daft, L., Albers, S. (2013). A conceptual framework for measuring airline business model convergence. Journal of Air Transport Management. No. 28. Pp. 47–54. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2012.12.010.
- Dowell, G., Shackell, M., & Stuart, N. (2011). Boards, CEOs, and surviving a financial crisis: Evidence from the internet shakeout. Strategic Management Journal. Vol. 32. No. 10. Pp. 1025–1045. Doi: 10.1002/smj.923.
- Eccles, G. (2020). Airlift and tourism development: two sides of the same coin. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 12. No. 6, Pp. 739–745. Doi: 10.1108/whatt-07–2020–0075.
- Fathurahman, H., Berawi, M.A., Sulistyarini, I., Kusuma, A., Nasution, Y. (2020). Post COVID-19 Recovery Models and Strategies for Aviation in Indonesia. International Journal of Technology. Vol. 11. No. 6. Pp. 1265–1274. Doi: 10.14716/ijtech.v11i6.4455.
- Florido-Benítez, L. (2021). The effects of COVID-19 on Andalusian tourism and aviation sector. Tourism Review. Vol. 76. No. 4. Pp. 829–857. Doi: 10.1108/tr-12–2020–0574.
- Gartenberg, C. (2014). Do parents matter? Effects of lender affiliation through the mortgage boom and bust. Management Science. Vol. 60. No. 11. Pp. 2776–2793. Doi: 10.1287/mnsc.2014.1944.
- Gudmundsson, S., Cattaneo, M., Redondi, R. (2021). Forecasting temporal world recovery in air transport markets in the presence of large economic shocks: The case of COVID-19. Journal of Air Transport Management. Vol. 91. Pp. 27–35. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.102007.
- Hamel, G. (2000). Leading the Revolution. Boston, Harvard Business School Press. 198 p.
- Khan, A., Baharudin, B., Lee, L., Khan, K. (2010). A review of machine learning algorithms for textdocuments classification. Journal of advances in information technology. Vol. 1. No. 1. Pp. 4–20.
- Kloptchenko, A., Eklund, T., Karlsson, J., Back, B., Vanharanta, H., Visa, A. (2004). Combining data and text mining techniques for analysing financial reports. Intelligent Systems in Accounting, Finance & Management. Vol. 12. No. 1. Pp. 29–41. Doi: 10.1002/isaf.239.
- Morrell, P. (2007). Airline Finance. Aldershot, England, Burlington, 398 p.
- Nicole, C., Walter, G., Ruhanen, L., Higham, J. (2020): Consumer attitudes towards flying amidst growing climate concern. Journal of Sustainable Tourism. Vol. 29. Pp. 1–20. Doi: 10.1080/09669582.2020.1849234.
- Pearce, J., Robbins, K. (1993). Toward improved theory and research on business turnaround. Journal of Management. Vol. 19. No. 3. Pp. 613–636. Doi: 10.1016/0149–2063(93)90007-A.
- Porter, M. (1985). Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, Free Press, 423 p.
- Reymen, I., Andries, P., Berends, H., Mauer, R., Stephan, U., Burg, E. (2015). Understanding dynamics of strategic decision making in venture creation: A process study of effectuation and causation. Strategic Entrepreneurship Journal. Vol. 9. No. 4. Pp. 351–379. Doi: 10.1002/sej.1201.
- Robbins, K., Pearce, J. (1992). Turnaround: Retrenchment and recovery. Strategic Management Journal. Vol. 13. No. 4. Pp. 287–309. Doi: 10.1002/smj.4250130404.
- Rugman, A., Verbeke, A. (2002). Edith Penrose’s contribution to the resource-based view of strategic management. Strategic Management Journal. No. 23. Pp. 769–780. Doi: 10.1002/smj.240.
- Serrano, F., Kazda, A. (2020). The future of airport post COVID-19. Journal of Air Transport Management. No. 89. Pp. 1–10. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101900.
- Shafer, S., Smith, H., Linder, J. (2005). The power of business models. Business Horizons. No. 48. Pp. 199–207. Doi: 10.1016/j.bushor.2004.10.014.
- Shen, J., Brdiczka, O., Liu, J. (2013). Understanding email writers: Personality prediction from email messages. New York, Springer, 438 p.
- Soelasih, Y. (2020). Strategies to Maintain Aviation Consumers during the Covid-19 Pandemic in Indonesia. Academy of Strategic Management Journal. No. 19. Pp. 1–13.
- Sun, X., Wandelt, S., Zhang, A. (2020). How did COVID-19 impact air transportation? A first peek through the lens of complex networks. Journal of Air Transport Management. No. 89. Pp. 11–27. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101928.
- Tong, S., Koller, D. (2001). Support vector machine active learning with application to text classification. Journal of Machine Learning Research. No. 2. Pp. 45–66. Doi: 10.1162/153244302760185243.
- Wenzel, M., Stanske, S., Lieberman, M. (2020). Strategic responses to crisis. Strategic Management Journal, No. 41. Pp. 7–18. Doi: 10.1002/smj.3161.
- Yu, B., Kaufmann, S., & Diermeier, D. (2008). Classifying party affiliation from political speech. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 5. No. 1. Pp. 33–48. Doi: 10.1080/19331680802149608.