Том 54 № 6 (2024)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Функционирование вузов в российских регионах: масштабы дифференциации

О.В. Котомина
НИУ «Высшая школа экономики» (Пермский филиал)
Е.А. Третьякова
ООО «Кайрос Инжиниринг»; Пермский национальный исследовательский политехнический университет; НИУ «Высшая школа экономики» (Пермский филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет
Bio

Опубликован 27.11.2024

Ключевые слова

  • высшее образование; региональная дифференциация; конвергенция; дивергенция; региональная экономика

Как цитировать

1.
Котомина О, Третьякова Е. Функционирование вузов в российских регионах: масштабы дифференциации. ECO [Интернет]. 27 ноябрь 2024 г. [цитируется по 6 декабрь 2024 г.];54(6):118-36. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4797

Аннотация

В статье с использованием сравнительного и статистического анализа данных оценены масштабы дифференциации регионов РФ по показателям, характеризующим уровень функционирования высшего образования, а также определено наличие (отсутствие) σ- и β-конвергенции или дивергенции по каждому оцениваемому параметру. Исследование показало, что среди 14 анализируемых критериев только пять можно охарактеризовать как однородные. При этом тенденции расхождения регионов наблюдаются в динамике отдельных показателей по каждой из четырех рассматриваемых функций вузов (образовательной, научно-исследовательской, управленческой, а также функции переподготовки и повышения квалификации).

Библиографические ссылки

  1. Авилкина С.В. Исследование процессов региональной конвергенции и дивергенции в развитии системы высшего образования // Статистика и экономика. 2021. № 5. С. 26–37.
  2. Амирова Н.А. Региональная конвергенция и дивергенция в России // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 8 (8). С. 6–13.
  3. Вертакова Ю.В., Зарецкая В.Г. Исследование процессов конвергенции регионального экономического и социального развития в условиях цифровизации и модернизации российской экономики // Экономическое возрождение России. 2022. № 2 (72). С. 66–86.
  4. Звягина Е.М., Юрченко Т.В. Статистическая оценка конвергенции регионов Российской Федерации // Экономика и управление. 2017. № 3 (137). С. 70–74.
  5. Голованова Ю.В. Критерии оценки качества высшего образования: основные аспекты и направления // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 455–460. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.267
  6. Губа К.С. Оценка качества высшего образования: обзор международного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. С. 94–107. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.022
  7. Ефремова Н.Ф., Склярова Н.Ю. Логистические процессы в образовании. Теория и практика в управлении качеством обучения. М.: Национальное образование, 2014. 128 с.
  8. Козлова О.А., Макарова М.Н. Оценка адаптации населения к изменениям условий жизнедеятельности с позиции конвергенции региональных систем расселения // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 1. С. 84–96. DOI: 10.17059/2020–1–7
  9. Кокшаров В.А. Оценка развития системы высшего образования в России // Экономика региона. 2014. № 4. С. 30–44
  10. Константинова Л.В. Современный университет–университет для общества // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16–1. С. 800–803.
  11. Лю Я., Зарецкая В.Г., Вертакова Ю.В. Оценка региональной дифференциации по динамике основных экономических показателей и уровню их конвергенции // π-Economy. 2023. Т. 16. № 4. С. 60–78. DOI: 10.18721/JE.16404
  12. Продиблох Н.Е. Социальная роль университета в современном трансформирующемся обществе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 1. С 87–93
  13. Сандлер Д.Г., Судакова А.Е., Тарасьева Т.В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 4. С. 1087–1103. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020–4–6
  14. Соловьева, Л.В., Соловьева, В.И. Образование как фактор социально-экономического развития России и ее регионов // Экономика. Информатика. 2016. Т. 40, № 23 (244). С. 22–29.
  15. Спешилова Н.В., Ларина Т.Н. Статистическое исследование социальной дифференциации регионов России на основе моделей конвергенции // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 44. С. 18–23.
  16. Сторожук А.Ю. Последствия реформы ВАК: разрушение системы воспроизводства научных кадров // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 4–1. С. 178–193. DOI: 10.17212/2075–0862–2019–11.4.1–178–193
  17. Стукаленко Е.А., Щеколдин В.Ю., Каширская Е.В. Оценка межрегионального неравенства по доходам и ВРП на душу населения в России в начале XXI в. // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 4(60). С. 193–205.
  18. Уланова Г.В. Университет как драйвер экономического и социального развития региона (на примере Республики Калмыкия) // Новые технологии. 2018. № 1. С. 194–200.
  19. Lozano, R., Ceulemans, K., Alonso-Almeida, M., Huisingh, D., Lozano, F. J., Waas, T., … & Hugé, J. (2015). A review of commitment and implementation of sustainable development in higher education: results from a worldwide survey. Journal of Cleaner Production. Vol. 108. Pp. 1–18.
  20. Taymaz, E. (2022). Regional Convergence or Polarization: The Case of the Russian Federation. Regional Research of Russia. No. 12. Pp. 469–482.