Том 53 № 2 (2023)
ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА

Факторы проэкологического поведения граждан

Е.В. Роженцова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Е.А. Третьякова
Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Д.В. Шимановский
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Опубликован 02.02.2023

Ключевые слова

  • пластиковые отходы; проэкологическое поведение; потребительские предпочтения; логистическая регрессия; выборочное наблюдение; Пермский край

Как цитировать

1.
Роженцова Е, Третьякова Е, Шимановский Д. Факторы проэкологического поведения граждан. ECO [Интернет]. 2 февраль 2023 г. [цитируется по 20 декабрь 2024 г.];53(2):123-36. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4570

Аннотация

Одной из основных проблем современного общества является накопление огромного объема промышленных и бытовых отходов, включая пластиковые, крайне медленно разлагающиеся в природной среде. В данной работе исследовано отношение жителей г. Перми к экологическим проблемам в целом, к возможным способам сокращения пластиковых отходов, определены факторы, влияющие на частоту приобретения гражданами пластиковых пакетов. Полученные выводы о готовности горожан проявлять проэкологическое потребление сравниваются с выводами более раннего исследования об их готовности сортировать мусор. Проведенный в работе анализ показал, что разные типы людей проявляют свое проэкологическое поведение по-разному, что подчеркивает важность комплексного подхода к решению проблемы управления бытовыми отходами.

Библиографические ссылки

  1. Angriani, P., Sidharta, P., Hastuti, K., Muhaimin, M., Saputra, A. (2021). Ban on Plastic Bags Usage: Consumer Perception of Single-Use Plastic Bags in Traditional Market. In The 2nd International Conference on Social Sciences Education. Proc. 2 International Conference of Education in Social Sciences.Pp. 225–231.
  2. Botetzagias, I., Dima, A.F., Malesios, C. (2015). Extending the theory of planned behavior in the context of recycling: The role of moral norms and of demographic predictors. Resources, conservation and recycling, No. 95. Pp. 58–67. DOI: 10.1016/j.resconrec.2014.12.004
  3. Evans, L., Maio, G.R., Corner, A., Hodgetts, C.J., Ahmed, S., Hahn, U. (2013). Self-interest and pro-environmental behaviour. Nature Climate Change, Vol. 3. No.2. Pp. 122–125. DOI:10.1038/nclimate1662
  4. Han, H., Hsu, L., Lee, J. (2009). Empirical investigation of the roles of attitudes toward green behaviors, overall image, gender, and age in hotel customers’ eco-friendly decision-making process. International journal of hospitality management, Vol. 28. No. 4. Pp. 519–528. DOI: 10.1016/j.ijhm.2009.02.004
  5. Jacobsen, L.F., Pedersen, S. and Thøgersen, J. (2022). Drivers of and barriers to consumers’ plastic packaging waste avoidance and recycling–A systematic literature review. Waste Management. No. 141. Рp. 63–78. DOI: 10.1108/BFJ-02–2021–0150
  6. Li, Y., Wang, B. (2021). Go Green and Recycle: Analyzing the Usage of Plastic Bags for Shopping in China. International Journal of Environmental Research and Public Health, Vol. 18 No. 23. Р. 12537. DOI: 10.3390/ijerph182312537
  7. Liu, S., McGree, J., Ge, Z., Xie, Y. (2016). Computational and Statistical Methods for Analysing Big Data with Applications. Academic Press. 206 p.
  8. Martinho, G., Balaia, N., Pires, A., (2017). The Portuguese plastic carrier bag tax: The effects on consumers’ behavior. Waste management, No. 61, Pp. 3–12. DOI: 10.1016/j.wasman.2017.01.023
  9. Nielsen, T.D., Holmberg, K., Stripple, J., (2019). Need a bag? A review of public policies on plastic carrier bags–Where, how and to what effect? Waste management, No. 87. Pp. 428–440. DOI: 10.1016/j.wasman.2019.02.025
  10. Poortinga, W., Whitmarsh, L. and Suffolk, C., (2013). The introduction of a single-use carrier bag charge in Wales: Attitude change and behavioural spillover effects. Journal of Environmental Psychology, No. 36. Pp. 240–247. DOI: 10.1016/j.jenvp.2013.09.001
  11. Rozhentsova, E.V., Saltykova, A., Tretyakova, E. (2021). Population’s willingness to separate collection of plastic waste in Russian city.Ural Environmental Science Forum “Sustainable Development of Industrial Region” (UESF-2021). Vol. 258. EDP Sciences,. Ch. 08001. Pр. 1–11. DOI: 10.1051/e3sconf/202125808001
  12. Senturk, G., Dumludag, D., (2021). An evaluation of the effect of plastic bag fee on consumer behavior: Case of Turkey. Waste Management. No. 120. Pp. 748–754. DOI: 10.1016/j.wasman.2020.10.042
  13. Senturk, G. and Dumludag, D. (2022). The relationship between consumption of single-use plastic bags, environmental awareness, and socio-demographic factors. Journal of Material Cycles and Waste Management. No. 3. Pp. 1–14.
  14. Song, Z. Q., Wang, J. Li. (2012). Residents behaviors, attitudes, and willingness to pay for recycling e-waste in Macau //Journal of Environmental Management. No. 106. Pp. 8–16.
  15. Suryadi, B. and Abdurahman, H. (2022). Failure Of The Policy To Limit The Use Of Plastic Bags In Traditional Markets. Nveo-natural volatiles & essential oils Journal NVEO, No. 9(1). Pp. 72–85.
  16. Tolppanen, S., Kang, J. (2021). The effect of values on carbon footprint and attitudes towards pro-environmental behavior. Journal of Cleaner Production, No.282. P. 1–36. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.124524
  17. Wagner, T.P. (2017). Reducing single-use plastic shopping bags in the USA. Waste Management, No. 70. Pp. 3–12. DOI: 10.1016/j.wasman.2017.09.003
  18. Wang, B., Li, Y. (2021). Plastic bag usage and the policies: A case study of China. Waste Management, No. 126. Pp. 163–169. DOI: 10.1016/j.wasman.2021.03.010
  19. Zambrano-Monserrate, M.A. and Ruano, M.A. (2020). Do you need a bag? Analyzing the consumption behavior of plastic bags of households in Ecuador. Resources, Conservation and Recycling, No. 152. DOI:10.1016/j.resconrec.2019.104489