Том 54 № 6 (2024)
Тема номера: Энергетика и климат – новые и/или обновленные источники?

Судоходство в Российской Арктике: экологическая безопасность и корпоративная ответственность

А.Ю. Книжников
Национальный Комитет десятилетия ООН по восстановлению экосистем
А.М. Пахалов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Bio
Е.А. Шварц
Институт географии РАН
Bio
Т.В. Шувалова
Bio

Опубликован 27.11.2024

Ключевые слова

  • корпоративная ответственность; экологическая безопасность; морская индустрия; судоходные компании; Арктическая зона России; Северный морской путь; контент-анализ

Как цитировать

1.
Книжников А, Пахалов А, Шварц Е, Шувалова Т. Судоходство в Российской Арктике: экологическая безопасность и корпоративная ответственность. ECO [Интернет]. 27 ноябрь 2024 г. [цитируется по 9 декабрь 2024 г.];54(6):43-58. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4792

Аннотация

Судоходство в Арктике, играющее важную роль для развития многих ключевых отраслей российской экономики, сопряжено с рядом существенных экологических рисков. Снижение этих рисков может быть достигнуто как за счет дальнейшего развития системы общеобязательных международных норм и стандартов, так и реализации программ повышения корпоративной экологической ответственности. Результаты проведенного авторами пилотного исследования с использованием методологии контент-анализа свидетельствуют о низком уровне открытости экологической информации крупнейших судоходных компаний, работающих в Российской Арктике. По мнению авторов, это является серьезным недостатком на пути к повышению экологической ответственности и минимизации экологических рисков.

Библиографические ссылки

  1. Брехунцов А.М., Петров Ю.В., Прыкова О.А. Экологические аспекты освоения природно-ресурсного потенциала Российской Арктики // Арктика: экология и экономика. 2020. № 3. С. 34–47. DOI: 10.25283/2223–4594–2020–3–34–47
  2. Донченко В.К., Гусев А.В., Иванчин А.А. и др. Полемическая статья по результатам исследования на тему: «Подход к анализу гидрометеорологических условий, определяющих задержку в реагировании на морские разливы нефти в Арктической зоне Российской Федерации» // Арктика: экология и экономика. 2023. № 4. DOI: 10.25283/2223–4594–2023-pw1
  3. Зацепа С.Н. и др. Подход к анализу гидрометеорологических условий, определяющих задержку в реагировании на морские разливы нефти в арктической зоне Российской Федерации // Арктика: экология и экономика. 2023. Т. 13. № 3. С. 369–381. DOI: 10.25283/2223–4594–2023–3–369–381
  4. Нерсесов Б.А., Римский-Корсаков Н.А. Результаты экологических исследований российских арктических морей // Российская Арктика. 2021. № 2 (13). С. 14–25. DOI: 10.24412/2658–4255–2021–2–14–25
  5. Седова Н.Б., Кочемасова Е.Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия // ЭКО. 2017. № 5 (515). С. 160–171. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2017–5–160–171
  6. Степанов Н.С., Соколовская Е.А. Экологический баланс в процессе ресурсоосвоения Арктики // Федерализм. 2022. Т. 27. № 3. С. 58–76. DOI: 10.21686/2073–1051–2022–3–58–76
  7. Bartikowski, B., Berens, G. (2021). Attribute framing in CSR communication: doing good and spreading the word–but how? Journal of Business Research. No. 131. Pp.700–708. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.12.059
  8. Di Vaio, A., Varriale, L., Lekakou, M., Stefanidaki, E. (2021). Cruise and container shipping companies: A comparative analysis of sustainable development goals through environmental sustainability disclosure. Maritime Policy & Management. No. 48(2). Pp. 184–212. DOI: 10.1080/03088839.2020.1754480
  9. Drobetz, W., Merikas, A., Merika, A., Tsionas, M.G. (2014). Corporate social responsibility disclosure: The case of international shipping. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. No. 71. Pp.18–44. DOI: 10.1016/j.tre.2014.08.006
  10. Grant, G.S. (2015). Implementation of the Polar Code. The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on The Arctic In The Wider World. Pp. 190–205.
  11. Gudmestad, O. (2016). Limitations related to marine operations in the Barents Sea. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Vol. 276, First Conference of Computational Methods in Offshore Technology (COTech2017) 30 Nov.r to 1 Dec. 2017, Stavanger, Norway
  12. Hamann, R., Peschmann, J. (2013). Goal-based standards and risk-based design. Ship Technology Research. No. 60(2). Pp. 46–56. DOI: 10.1179/str.2013.60.2.001
  13. Hsieh, Y.C. (2012). Hotel companies’ environmental policies and practices: a content analysis of their web pages. International journal of contemporary hospitality management. No. 24(1). Pp. 97–121. DOI: 10.1108/095961112
  14. Ivanov, A. Y., Kucheiko, A. Y., Ivonin, D. V., Filimonova, N. A., Terleeva, N. V., & Evtushenko, N. V. (2022). Oil spills in the Barents Sea: The results of multiyear monitoring with synthetic aperture radar. Marine Pollution Bulletin. No. 179, 113677. DOI: 10.1016/j.marpolbul.2022.113677
  15. Karagiannis, I., Vouros, P., Sioutas, N., Evangelinos, K. (2022). Mapping the maritime CSR agenda: A cross-sectoral materiality analysis of sustainability reporting. Journal of Cleaner Production. No. 338. Pp. 130–139. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.130139
  16. Knizhnikov, A., Shvarts, E., Ametistova, L., Pakhalov, A., Rozhkova, N., Yudaeva, D. (2021). Environmental transparency of Russian mining and metal companies: Evidence from independent ranking system. The Extractive Industries and Society. No. 8(3). P. 100937. DOI: 10.1016/j.exis.2021.100937
  17. Lai, K.H., Lun, V.Y., Wong, C.W., Cheng, T.C.E. (2011). Green shipping practices in the shipping industry: Conceptualization, adoption, and implications. Resources, Conservation and Recycling. No. 55(6). Pp.631–638. DOI: 10.1016/j.resconrec.2010.12.004
  18. Molenaar, E.J. (2014). Options for regional regulation of merchant shipping outside IMO, with particular reference to the Arctic region. Ocean Development & International Law. No. 45(3). Pp.272–298. DOI: 10.1080/00908320.2014.929474
  19. Müller, M., Knol-Kauffman, M., Jeuring, J. (2023). Arctic shipping trends during hazardous weather and sea-ice conditions and the Polar Code’s effectiveness. npj Ocean Sustain. No. 2(12). DOI: 10.1038/s44183–023–00021-x
  20. Parviainen, T., Lehikoinen, A., Kuikka, S., Haapasaari, P. (2018). How can stakeholders promote environmental and social responsibility in the shipping industry? WMU Journal of Maritime Affairs. No. 17. Pp. 49–70. DOI: 10.1007/s13437–017–0134-z
  21. Pejić Bach, M., Ante Omazić, M., & Zoroja, J. (2015). Transparency as a precondition of systemic behavior: The case of European retailing banks regarding social responsibility communication. Systems Research and Behavioral Science. No. 32(2). Pp. 256–264. DOI: 10.1002/sres.2267
  22. Poulsen, R.T., Ponte, S., Lister, J. (2016). Buyer-driven greening? Cargo-owners and environmental upgrading in maritime shipping. Geoforum. No. 68. Pp. 57–68. DOI: 10.1016/j.geoforum.2015.11.018
  23. Shvarts, E., Pakhalov, A., Knizhnikov, A., Ametistova, L. (2018). Environmental rating of oil and gas companies in Russia: How assessment affects environmental transparency and performance. Business Strategy and the Environment. No. 27(7). Pp.1023–1038. DOI: 10.1002/bse.2049
  24. Skovgaard, J. (2014). European Union’s policy on corporate social responsibility and opportunities for the maritime industry. International Journal of Shipping and Transport Logistics. No. 6(5). Pp. 513–530. DOI: 10.1504/IJSTL.2014.064572
  25. Thimm, H., Rasmussen, K.B. (2023). A multi‐perspective exploration of the environmental website disclosure in global manufacturing. Business Strategy and the Environment. DOI: 10.1002/bse.3214
  26. Todorov, A. (2020). Coping with deficiencies in the Polar Code: a Russian perspective. The Polar Journal. No. 10(2). Pp. 322–333. DOI: 10.1080/2154896X.2020.1799615
  27. Van Hoang, T.H., Przychodzen, W., Przychodzen, J., Segbotangni, E.A. (2021). Environmental transparency and performance: does the corporate governance matter? Environmental and Sustainability Indicators. No. 10. Pp. 100–123. DOI: 10.1016/j.indic.2021.100123
  28. Yliskylä-Peuralahti, J., Gritsenko, D. (2014). Binding rules or voluntary actions? A conceptual framework for CSR in shipping. WMU Journal of Maritime Affairs. No. 13. Pp. 251–268. DOI: 10.1016/j.resconrec.2010.12.004
  29. Yuen, K.F., Lim, J.M. (2016). Barriers to the implementation of strategic corporate social responsibility in shipping. The Asian Journal of Shipping and Logistics. No. 32(1). Pp. 49–57. DOI: 10.1016/j.ajsl.2016.03.006
  30. Zhou, Y., Li, X., Yuen, K.F. (2023). Sustainable shipping: a critical review for a unified framework and future research agenda. Marine Policy. No. 148. P. 105478. DOI: 10.1016/j.marpol.2023.105478