Том 54 № 5 (2024)
Тема номера: Транспорт: конкуренция и/или взаимодействие?

Конкуренция отраслей экономики за провозные способности Восточного полигона

В.Ю. Малов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Bio
О.В. Тарасова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Bio
О.В. Валиева
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Bio
Е.А. Горюшкина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Bio

Опубликован 07.10.2024

Ключевые слова

  • транспорт; железнодорожные перевозки; грузоперевозки; ОАО «РЖД»; Транссиб; БАМ; прогноз; межотраслевые связи; экономические эффекты; Кузбасс; налоговые доходы; транспортные ограничения

Как цитировать

1.
Малов В, Тарасова О, Валиева О, Горюшкина Е. Конкуренция отраслей экономики за провозные способности Восточного полигона. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 22 декабрь 2024 г.];54(5):8-24. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4774

Аннотация

Переориентация российского экспорта на Восток привела к предельной загруженности отдельных участков Транссиба и БАМа. В статье рассматриваются возможные пути преодоления возникшего транспортно-инфраструктурного дисбаланса и оцениваются их экономические, социальные и финансовые последствий для экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и страны в целом. На базе оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели построены сценарии с различной номенклатурой грузоперевозок (комбинации отраслей АПК, деревообработка, цветная металлургия, нефтепереработка и химическое производство). В рамках рассматриваемых сценариев дается оценка изменений объемов валовой продукции, конечного потребления и налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, включая консолидированные региональные бюджеты СФО и ДФО.

Библиографические ссылки

  1. Бардаль А.Б. Приоритеты развития транспортного комплекса для обеспечения устойчивости экономики восточных регионов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2023. № 3(74). С. 127–131. DOI 10.52897/2411–4588–2023–3–127–131
  2. Блам Ю.Ш., Крюков В.А., Малов В.Ю., Токарев А.Н., Чурашев В.Н. Оценка перспектив создания Северного широтного транспортного коридора // ЭКО. 2016. № 5. С. 28–43.
  3. Бульонков М.А., Малов В.Ю., Филаткина Н.Н. Ситуационный анализ в системе транспортного прогнозирования МИКС-ПРОСТОР // Ситуационная комната как элемент организации экспертного сообщества: задачи планирования и прогнозирования / Под ред. Г.А. Унтуры; Рос. акад. наук, Сиб. отд-е, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2018. Гл. 2.2. С. 49–63.
  4. Исаев А.Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная Экономика. 2015. № 3. С. 57–73.
  5. Коломак Е.А. Эффективность инфраструктурного капитала в России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 74–93.
  6. Макушин М.А. Экспорт российского угля в условиях санкционной политики Евросоюза: последствия и сценарии развития // География и природные ресурсы. 2023. Т. 44. № 2. С. 144–153.
  7. Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Тарасова О.В. Детализация транспортной отрасли в межрайонной межотраслевой модели: взаимосвязь ОМММ-О и ОМММ-транспорт // Модели и методы прогнозирования: Азиатская Россия в экономике страны / Под ред. А.О. Баранова, В.И. Суслова; Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2023. Гл. 5.2. С. 294–317.
  8. Тарасова О.В., Панкова Ю.В. Двухуровневая оценка крупных транспортных проектов Дальнего Востока // Проблемы развития территории. 2019. № 2 (100). С. 67–79. DOI: 10.15838/ptd.2019.2.100.4
  9. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3 (12). С. 65–78.
  10. Bougheas, S., Demetriades, P., Mamuneas, T. (2000). Infrastructure, Specialization, and Economic Growth. Canadian Journal of Economics. Vol. 33. No. 2. Pp. 506–522.
  11. Cohen, J., Monaco, K. (2008). Ports and Highways Infrastructure. An Analysis of Intraand Interstate Spillovers. International Regional Science Rev. Vol. 31. Рp. 257–274.
  12. Morrison, C.J., Schwartz, A.E. (1996). State Infrastructure and Productive Performance. American Econ. Rev. Vol. 86. Рp. 1095–1111.