Том 52 № 1 (2022)
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Пассажирские авиаперевозки: антикризисные реакции и направления восстановления

М.А. Фокеев
Высшая школа бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва

Опубликован 2021-12-29

Ключевые слова

  • пассажирские авиаперевозки; бизнес-модель; авиакомпании; стратегии авиакомпаний; влияние кризиса COVID-19; развитие отрасли пассажирских авиаперевозок

Как цитировать

1.
Фокеев М. Пассажирские авиаперевозки: антикризисные реакции и направления восстановления. ECO [Интернет]. 29 декабрь 2021 г. [цитируется по 28 январь 2022 г.];52(1):96-120. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4368

Аннотация

 Кризис, вызванный пандемией коронавируса, вызвал существенное падение производственных показателей в отрасли пассажирских авиаперевозок и вынудил игроков изменить бизнес-модели. Базируясь на упоминаниях действий авиакомпаний в 2020 г. и первой половине 2021 г., автор рассматривает применимость отраслевой бизнес-модели и модели стратегий реагирования на кризис в российских условиях. С учетом региональной специфики определены типы реакций отечественных авиакомпаний на влияние кризиса и их элементы, глубина изменения бизнес-моделей. По результатам анализа удалось обнаружить отличную от зарубежных авиакомпаний последовательность реагирования российских перевозчиков на кризис, выраженную в поиске инновационных решений, расширении цепочки ценности, помимо сокращения активов и обращения за государственной поддержкой. Подобное поведение связано с региональными особенностями российского рынка, выраженными в институциональных характеристиках, архитектуре рынка и потребительском поведении. В совокупности комплексный и хронологический анализ на протяжении 1,5 лет позволил также выявить набор трендов развития рынка пассажирских воздушных перевозок в России, устойчивость которых может выступать предметом для продолжения тематических исследований.

Библиографические ссылки

  1. Федорова, Е., Демин, И., Хрустова, Л., Федоров, Ф., Осетров, Р. Влияние тональности писем CEO на финансовые показатели компании // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 4. С. 441–462.
  2. Филинов, Н., Фокеев, М. Ценностное предложение российских авиакомпаний: драйверы и направления трансформации // Российский журнал менеджмента. 2021. Т. 18. № 4. С. 525–550.
  3. Albers, S., Rundshagen, V. (2020). European airlines′ strategic responses to the COVID-19 pandemic (January-May, 2020). Journal of Air Transport Management. No. 87, Pp. 1–7. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101863.
  4. Atteveldt, W., Kleinnijenhuis, J., Ruigrok, N., Schlobach, S. (2008). Good news or bad news? Conducting sentiment analysis on Dutch text to distinguish between positive and negative relations. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 5. No. 1. Pp. 73–94. Doi: 10.1080/19331680802154145.
  5. Barker, V., Duhaime, I. (1997). Strategic change in the turnaround process: Theory and empirical evidence. Strategic Management Journal. Vol. 18. No. 1. Pp. 13–38. Doi: 10.1002/(SICI)1097–0266(199701)18:1<13:: AID-SMJ843>3.0.CO;2-X.
  6. Barker, V., Mone, M. (1994). Retrenchment: Cause of turnaround or consequence of decline? Strategic Management Journal, Vol. 15. No. 5. Pp. 395–405. Doi: 10.1002/smj.4250150506
  7. Barney, J. (1991). Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management. No. 17. Pp. 99–120. Doi: 10.1177/014920639101700108.
  8. Bauer, L., Bloch, D., Merkert, R. (2020). Ultra-Long-Haul: An emerging business model accelerated by COVID-19. Journal of Air Transport Management. No. 89. Pp. 1–8. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101901.
  9. Benner, M., Zenger, T. (2016). The lemons problem in markets for strategy. Strategy Science. Vol. 1. No. 2. Pp. 71–89. Doi: 10.1287/stsc.2015.0010.
  10. Bruton, G., Ahlstrom, D., Wan, J. (2003). Turnaround in East Asian firms: Evidence from ethnic Overseas Chinese communities. Strategic Management Journal. Vol. 24. No. 6. Pp. 519–540. Doi: 10.1002/smj.312.
  11. Chan, S., Chong, M. (2017). Sentiment analysis in financial texts. Decision Support Systems. Vol. 94. Pp. 53–64. Doi: 10.1016/j.dss.2016.10.006.
  12. Choi, J. (2021). Changes in airport operating procedures and implications for airport strategies post-COVID-19. Journal of Air Transport Management. No. 94. Pp. 13–21. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2021.102065.
  13. Czerny, A., Fu, X., Lei, Z., Oum, T. (2021). Post pandemic aviation market recovery: Experience and lessons from China. Journal of Air Transport Management, No. 90. Pp. 427–436. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101971.
  14. Daft, L., Albers, S. (2013). A conceptual framework for measuring airline business model convergence. Journal of Air Transport Management. No. 28. Pp. 47–54. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2012.12.010.
  15. Dowell, G., Shackell, M., & Stuart, N. (2011). Boards, CEOs, and surviving a financial crisis: Evidence from the internet shakeout. Strategic Management Journal. Vol. 32. No. 10. Pp. 1025–1045. Doi: 10.1002/smj.923.
  16. Eccles, G. (2020). Airlift and tourism development: two sides of the same coin. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. Vol. 12. No. 6, Pp. 739–745. Doi: 10.1108/whatt-07–2020–0075.
  17. Fathurahman, H., Berawi, M.A., Sulistyarini, I., Kusuma, A., Nasution, Y. (2020). Post COVID-19 Recovery Models and Strategies for Aviation in Indonesia. International Journal of Technology. Vol. 11. No. 6. Pp. 1265–1274. Doi: 10.14716/ijtech.v11i6.4455.
  18. Florido-Benítez, L. (2021). The effects of COVID-19 on Andalusian tourism and aviation sector. Tourism Review. Vol. 76. No. 4. Pp. 829–857. Doi: 10.1108/tr-12–2020–0574.
  19. Gartenberg, C. (2014). Do parents matter? Effects of lender affiliation through the mortgage boom and bust. Management Science. Vol. 60. No. 11. Pp. 2776–2793. Doi: 10.1287/mnsc.2014.1944.
  20. Gudmundsson, S., Cattaneo, M., Redondi, R. (2021). Forecasting temporal world recovery in air transport markets in the presence of large economic shocks: The case of COVID-19. Journal of Air Transport Management. Vol. 91. Pp. 27–35. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.102007.
  21. Hamel, G. (2000). Leading the Revolution. Boston, Harvard Business School Press. 198 p.
  22. Khan, A., Baharudin, B., Lee, L., Khan, K. (2010). A review of machine learning algorithms for textdocuments classification. Journal of advances in information technology. Vol. 1. No. 1. Pp. 4–20.
  23. Kloptchenko, A., Eklund, T., Karlsson, J., Back, B., Vanharanta, H., Visa, A. (2004). Combining data and text mining techniques for analysing financial reports. Intelligent Systems in Accounting, Finance & Management. Vol. 12. No. 1. Pp. 29–41. Doi: 10.1002/isaf.239.
  24. Morrell, P. (2007). Airline Finance. Aldershot, England, Burlington, 398 p.
  25. Nicole, C., Walter, G., Ruhanen, L., Higham, J. (2020): Consumer attitudes towards flying amidst growing climate concern. Journal of Sustainable Tourism. Vol. 29. Pp. 1–20. Doi: 10.1080/09669582.2020.1849234.
  26. Pearce, J., Robbins, K. (1993). Toward improved theory and research on business turnaround. Journal of Management. Vol. 19. No. 3. Pp. 613–636. Doi: 10.1016/0149–2063(93)90007-A.
  27. Porter, M. (1985). Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, Free Press, 423 p.
  28. Reymen, I., Andries, P., Berends, H., Mauer, R., Stephan, U., Burg, E. (2015). Understanding dynamics of strategic decision making in venture creation: A process study of effectuation and causation. Strategic Entrepreneurship Journal. Vol. 9. No. 4. Pp. 351–379. Doi: 10.1002/sej.1201.
  29. Robbins, K., Pearce, J. (1992). Turnaround: Retrenchment and recovery. Strategic Management Journal. Vol. 13. No. 4. Pp. 287–309. Doi: 10.1002/smj.4250130404.
  30. Rugman, A., Verbeke, A. (2002). Edith Penrose’s contribution to the resource-based view of strategic management. Strategic Management Journal. No. 23. Pp. 769–780. Doi: 10.1002/smj.240.
  31. Serrano, F., Kazda, A. (2020). The future of airport post COVID-19. Journal of Air Transport Management. No. 89. Pp. 1–10. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101900.
  32. Shafer, S., Smith, H., Linder, J. (2005). The power of business models. Business Horizons. No. 48. Pp. 199–207. Doi: 10.1016/j.bushor.2004.10.014.
  33. Shen, J., Brdiczka, O., Liu, J. (2013). Understanding email writers: Personality prediction from email messages. New York, Springer, 438 p.
  34. Soelasih, Y. (2020). Strategies to Maintain Aviation Consumers during the Covid-19 Pandemic in Indonesia. Academy of Strategic Management Journal. No. 19. Pp. 1–13.
  35. Sun, X., Wandelt, S., Zhang, A. (2020). How did COVID-19 impact air transportation? A first peek through the lens of complex networks. Journal of Air Transport Management. No. 89. Pp. 11–27. Doi: 10.1016/j.jairtraman.2020.101928.
  36. Tong, S., Koller, D. (2001). Support vector machine active learning with application to text classification. Journal of Machine Learning Research. No. 2. Pp. 45–66. Doi: 10.1162/153244302760185243.
  37. Wenzel, M., Stanske, S., Lieberman, M. (2020). Strategic responses to crisis. Strategic Management Journal, No. 41. Pp. 7–18. Doi: 10.1002/smj.3161.
  38. Yu, B., Kaufmann, S., & Diermeier, D. (2008). Classifying party affiliation from political speech. Journal of Information Technology & Politics. Vol. 5. No. 1. Pp. 33–48. Doi: 10.1080/19331680802149608.
Яндекс.Метрика