Том 55 № 3 (2025)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

Международное патентное предпринимательство: кейс цифровой платформы

Е.В. Попов
Центр социально-экономических исследований Уральского института управления – филиала РАНХиГС
В.Л. Симонова
Центр социально-экономических исследований Уральского института управления – филиала РАНХиГС

Опубликован 06.06.2025

Ключевые слова

  • платформенная экономика; цифровые платформы; международное патентное предпринимательство

Как цитировать

1.
Попов Е, Симонова В. Международное патентное предпринимательство: кейс цифровой платформы. ECO [Интернет]. 6 июнь 2025 г. [цитируется по 9 июнь 2025 г.];55(3):134-49. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4869

Аннотация

В работе представлена характеристика платформенной деятельности в сфере международного патентного предпринимательства, основанная на анализе существующего разнообразия типов цифровых платформ, а также на результатах опроса участников платформенных взаимодействий. Полученные результаты отражают вопросы создаваемой ценности на платформе для ее участников, изменения пропорций распределения рыночной власти как между членами одной группы, так и между группами участников, а также зависимость реализуемого сетевого эффекта от методов управления платформой.

Библиографические ссылки

  1. Акбердина В.В., Пьянкова С.В. Методологические аспекты цифровой трансформации промышленности // Научные труды ВЭО России. 2021. Т. 227. № 1. С. 292–313. https://doi.org/10.38197/2072–2060–2021–227–1–292–313
  2. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Журнал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономика. 2018. Том 11. № 6. С. 22–36. DOI: 10.18721/JE.11602
  3. Гордеев М.Н. Неявные механизмы функционирования краудфандинга в России и за рубежом // ЭКО. 2022. № 1. С. 77–95. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2022–1–77–95
  4. Ивлиев Г.П. Цифровой Роспатент: новые возможности для бизнеса // Экономические стратегии, 2019. № 5. С. 16–27. DOI: 10.33917/es-5.163.2019.16–27
  5. Исаева А.Э. Цифровая платформа как одна из доминантных бизнес-моделей цифровой экономики // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск. 2022. № 91. С. 209–225. DOI: 10.24412/2070–1381–2022–91–209–225
  6. Маркова В.Д. Экосистема уходит в отрыв: кейс российских компаний «1С» и «Галактика» // ЭКО. 2023. № 4. С. 74–92. DOI: 10.30680/ ECO0131–7652–2023–4–74–92
  7. Попов Е.В., Симонова В.Л., Касинцев В.Э. Межфирменное платформенное взаимодействие: оценка российской практики использования // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. Т. 473. № 3. С. 144–15.
  8. Попов Е.В., Симонова В.Л., Черепанов В.В. Трансакционный конфигуратор институтов взаимодействия стейкхолдеров экосистемы прикладной цифровой платформы // Journal of Institutional Studies. 2023. Т. 15. № 4. С. 35–47. DOI: 10.17835/2076–6297.2023.15.4.035–047
  9. Фролова Н.С. Современные тенденции развития международной торговли в условиях глобализации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Том 9. № 3. http://naukovedenie.ru/PDF/108EVN317.pdf
  10. Шаститко Е.А., Паршина Е.Н. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области // Журнал современной конкуренции. 2016. Т. 10. № 1. С. 5–18.
  11. Шелепов А.В. Оценка роли цифровых платформ и экосистем в экономическом развитии // Вестник международных организаций. 2023. Т. 18. № 3. Online First. DOI: 10.17323/1996–7845–2023–03–08
  12. Akberdina, V., Kozonogova, E., & Dubrovskaya, Yu. (2023). Digital platforms for regional economic research: a review and methodology proposal. R-economy. Vol. 9. No. 1. Pp. 52–72. DOI: 10.15826/recon.2023.9.1.004
  13. Alstine, M., Parker, G., Choudary, S. (2017). Network effect as a new engine of the economy. Harvard Business Review – Russia. Jan.-Fev. Pp. 28–36.
  14. Boudreau, K.J., Lakhani, K.R. (2016). Innovation Experiments: Researching Technical Advance, Knowledge Production and the Design of Supporting Institutions. Innovation Policy and the Economy. Vol. 16. No 1. Pp. 135–167. https://doi.org/10.1086/684988
  15. Constantinides, P., Henfridsson, O. & Parker, G.G. (2018). Introduction –Platforms and infrastructures in the digital age. Information Systems Research. No. 29(2). Pp. 381–400. https://doi.org/10.1287/ isre.2018.0794
  16. de Reuver, M., Sørensen, C., Basole, R. C. (2018). The digital platform: A research agenda. Journal of Information Technology, Vol. 33. No. 2. Pp. 124–135. https://doi.org/10.1057/s41265–016–0033–3
  17. Hagiu, А., Wright, J. (2015). Multi-Sided Platforms. International Journal of Industrial Organization. Vol. 43. Pp. 1–34. Available at: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2794582
  18. Jovanovic, М., Sjodin, D., Parida, V. (2022). Co-evolution of platform architecture, platform services, and platform governance: Expanding the platform value of industrial digital platforms. Technovation. January. Vol. 118. Pp. 1–14. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2020.102218
  19. Leminen, S., Rajahonka, M., Westerlund, M., Wendelin, R. (2018). The future of the Internet of Things: toward heterarchical ecosystems and service business models. Journal of Business & Industrial Marketing. Vol. 33. Pp. 749–767. https://doi.org/10.1108/JBIM-10–2015–0206
  20. Leong, C., Pan. Sh.L., Leidner. D.E., Huang. J.S. (2019). Platform Leadership: Managing Boundaries for the Network Growth of Digital Platforms. Journal of the Association for Information Systems. Vol. 20. No. 10. Pp. 1531–1565. https://doi.org/10.17705/1jais.00577
  21. Pagani, M., Pardo, C. (2017). The impact of digital technology on relationships in a business network. Industrial Marketing Management. Vol. 67, November. Pp. 185–192.
  22. Reinartz, W., Wiegand, N., Imschloss M. (2019). The impact of digital transformation on the retailing value chain. International Journal of Research in Marketing. Vol. 36. Pp. 350–366.
  23. Rivares, А.В., Gal, Р., Millot, V., Sorbe, S. (2019). Like it or not? The impact of online platforms on the productivity of incumbent service providers. In Department Working Papers, No. 1548, OECD Publishing, Paris. 59 p.
  24. Sedera, D., Lokuge, S., Grover, V., Sarker, S. (2016). Innovating with enterprise systems and digital platforms: A contingent resource based theory view. Information & Management. Vol. 53. No. 3. Pp. 366–379.
  25. Sorbe, S., Gal, P., Millot V. (2018). Can productivity still grow in services based economies? Literature overview and preliminary evidence from OECD countries. In Economics Department Working Papers, No. 1531, OECD Publishing, Paris. 54p. http://dx.doi.org/10.1787/4458ec7b-en
  26. Torregrossa, М. (2018). Platform Economy: The 4 Key Business Models. Euro Freelancers. Oct. Available at: https://medium.com/euro-freelancers/platform-economy-the-4-key-business-models-1fc0eda7241e ttps://medium.com/euro-freelancers
  27. Xing, W., Cenamor, J., Parker, G.M., Alstyne, V. (2017). Unraveling Platform Strategies: A Review from an Organizational Ambidexterity Perspective. Sustainability. Vol. 9. No. 5. Pр. 1–18. DOI:10.3390/su9050734