Том 54 № 4 (2024)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ, ПРОМЫШЛЕННАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Контракты жизненного цикла как инструмент государственной политики

Т.Ю. Кудрявцева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Bio
А.Е. Схведиани
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Bio
В.В. Кравченко
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Bio

Опубликован 12.08.2024

Ключевые слова

  • контракты жизненного цикла; государственные закупки; государственная социально-экономическая политика; нормативно-правовое регулирование

Как цитировать

1.
Кудрявцева Т, Схведиани А, Кравченко В. Контракты жизненного цикла как инструмент государственной политики. ECO [Интернет]. 12 август 2024 г. [цитируется по 21 декабрь 2024 г.];54(4):97-109. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4761

Аннотация

Для успешной реализации долгосрочной государственной политики РФ в области инфраструктурных проектов, производства высокотехнологичного оборудования необходимо детально разбираться в практике применения и особенностях нормативно-правового регулирования контрактов жизненного цикла, развивая методическое обеспечение их исполнения и заключения. В статье проведен анализ нормативно-правового регулирования таких контрактов в России, изучена статистика по ним за 2014–2022 гг., выявлены преимущества и ограничения. На основе полученных данных сформулированы рекомендации к развитию данного инструмента, что даст возможность повысить его эффективность. В частности, рекомендовано расширить допустимые принципы ценообразования контрактов жизненного цикла, а также варианты подтверждения квалификации исполнителя для проектных компаний.

Библиографические ссылки

  1. Абрамов В.И. Роль государственных закупок в системе государственного управления в России // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. С. 37.
  2. Байлиева А.С. Контракт жизненного цикла как инструмент государственно-частного партнерства в транспортной отрасли // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 2 (100). С. 54–59.
  3. Белоусов А.Л. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. № 14(1). С. 5–21. https://doi.org/10.21202/1993–047X.14.2020.1.5–21
  4. Бодиенкова В.С. Концессия и контракт жизненного цикла как инструменты эффективного взаимодействия государства с бизнесом в России // Новизна. Эксперимент. Традиции. 2021. Т. 7. № . 3. С. 8–16.
  5. Добрецов Г.Б. Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок // Российское конкурентное право и экономика. 2022. № 3. С. 58–71. https://doi.org/10.47361/2542–0259–2022–3–31–58–71
  6. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 1807–1816.
  7. Землин А.И., Шинкарук А.С., Вишнякова Е.П. Правовые и технологические аспекты внедрения контракта жизненного цикла в пассажирском комплексе дальнего следования // Мир транспорта. 2023. Т. 21. № 1 (104). С. 87–90. https://doi.org/10.30932/1992–3252–2023–21–1–10
  8. Кошелева Е.Г. Контракт жизненного цикла как одна из форм государственно-частного партнерства // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2022. № 1. С. 161–168.
  9. Меджидов З.У. Классификация форм государственно-частного партнерства: методический подход // Региональные проблемы преобразования экономики. 2023. № 4. С. 214–220.
  10. Плаксина А.М. Влияние уровня развития конкурентной среды в государственных закупках на эффективность системы государственного заказа в России // Вестник Института экономических исследований. 2022. № 2(26). С. 43–51.
  11. Плотников В.А., Рогатин С.И. Перспективы развития системы государственных закупок и государственного оборонного заказа // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4(136). С. 61–68.
  12. Aghion, P., Bloom, N., Blundell, R., Rachel Griffith, R., Howitt, P. (2005). Competition and Innovation: An Inverted-U Relationship. The Quarterly Journal of Economics, Vol. 120. No. 2. Pp. 701–728.
  13. Allen, R., Tommasi, D. (2001). Managing Public Expenditure: A Reference Book for Transition Countries. Paris: OECD Publishing, 500 р.
  14. Blanc-Brude, F., Goldsmith, H., Välilä, T. (2007). Public-Private Partnerships in Europe: An update. Economic and Financial Report. EFR2007–03, EIB.
  15. Capano, G., Howlett, M., (2020). The Knowns and Unknowns of Policy Instrument Analysis: Policy Tools and the Current Research Agenda on Policy Mixes. SAGE Open. No. 10(1). Available at: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2158244019900568 (accessed 25.12.2023).
  16. Dhéret, C., Martens, H., Zuleeg, F. (2012). Can Public Private Partnerships (PPPs) lever investment to get Europe out of economic crisis? EPC Issue Paper. No. 71.
  17. Hoppe, E.I., Kusterer, D.J., Schmitz, P.W. (2013). Public-private partnerships versus traditional procurement: An experimental investigation. Journal of Economic Behavior & Organization. No. 89. Pp. 145–166.
  18. Tátrai, T., Vörösmarty, G., Juhász, P. (2023). Intensifying Competition in Public Procurement. Public Organization Review. https://doi.org/10.1007/s11115–023–00742–0
  19. Sterner, T., Coria, J. (2013). Policy Instruments for Environmental and Natural Resource Management. Policy Instruments for Environmental and Natural Resource Management. Second Edition. Pp. 1–638.
  20. Whittington, J. (2012). When to Partner for Public Infrastructure? Transaction Cost Evaluation of Design-Build Delivery. Journal of the American Planning Association. Vol. 78. No. 3. Pp. 269–285.
  21. Yang, Y., Hou, Y., Wang, Y. (2013). On the Development of Public-Private Partnerships in Transitional Economies: An Explanatory Framework. Public Administration Review. Vol. 73. No. 2. Pp. 301–310.