Тема номера: Обучение – Учение
Опубликован 06.03.2023
Ключевые слова
- предпринимательский вуз; предпринимательское обучение; предпринимательские компетенции; предпринимательский склад ума; предпринимательское намерение; наставничество
Как цитировать
1.
Чепьюк О, Бедный А, Горылев А, Прохорова М, Кравченко В. Предпринимательское мышление – универсальная компетенция выпускника вуза. ECO [Интернет]. 6 март 2023 г. [цитируется по 3 январь 2025 г.];53(3):47-6. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4578
Аннотация
Рассматривается роль предпринимательского образования в современном классическом вузе. Авторы делятся собственным опытом внедрения массовой образовательной программы по базовой предпринимательской подготовке и результатами, полученными по итогам 10 лет её реализации (2012–2021 гг.). Дисциплина была внедрена в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете и включена в учебные планы всех направлений подготовки, охватив к 2021 г. 70% выпускников ННГУ. В статье приведены результаты опроса студентов – участников программы 2019–2021 гг., анализ которых подтверждает справедливость гипотез о высокой значимости курса для формирования предпринимательского намерения и развития универсальных компетенций обучающихся. Была проверена также гипотеза о положительной роли наставника в эффективности реализации курса. Сопоставление итогов опроса с аналогичными зарубежными исследованиями (США, Япония, Китай) показало, что предпринимательское образование оказывает схожие эффекты на формирование предпринимательского намерения и развитие предпринимательских компетенций, вне зависимости от национальной принадлежности вузов и респондентов.Библиографические ссылки
- Ангелова О.Ю. Участие молодежи в развитии территории: оценка потенциала и развитие цифровых инструментов взаимодействия (на примере «Фестиваля предпринимательских идей» в Нижнем Новгороде) / О.Ю. Ангелова, О.В. Петрова, М.В. Прохорова [и др.] // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 2(461). С. 331–344. DOI 10.24891/re.17.2.331. EDN PNXXEV.
- Ангелова О.Ю. Типология стилей профессиональной деятельности наставника / О.Ю. Ангелова, Т.О. Подольская, О.Р. Чепьюк // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 6. С. 220–228.
- Грудзинский А.О., Бедный Б.И., Плехова Ю.О., Бедный А.Б. Роль и структура инновационного предпринимательского образования // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 58.
- Сорокин П.С. Обучение предпринимательству в университетах постсоветского пространства: переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей? / П.С. Сорокин, И.Д.. Фрумин, С.Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 4. (Современная аналитика образования. № 10 (59)).
- Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство и стратегия развития инновационных компаний // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 1. С. 259–276 (260).
- Чепьюк О.Р. Предпринимательское образование в исследовательском университете / О.Р. Чепьюк, А.Б. Бедный, Ю.О. Плехова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2(66). С. 157–163. DOI 10.52452/18115942_2022_2_157. EDN OADFRE.
- Чепьюк О.Р. Реализация метода кейс-стади в дистанционном обучении студентов основам предпринимательства / О.Р. Чепьюк, А.И. Горылев // Образование и наука. 2016. № 8(137). С. 100–113. DOI 10.17853/1994–5639–2016–8–100–113. EDN WYIGEF.
- Широкова Г.В., Беляева Т.В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 2 (50). С. 5–31.
- Affandi M. et al. The Effect of Project Based Learning Models on Improving Student Learning Results on Entrepreneurship Education //First Transnational Webinar on Adult and Continuing Education (TRACED2020). Atlantis Press, 2021. Pр. 122–128.
- Bosman L., Fernhaber S., Springer Link (Online service). Teaching the entrepreneurial mindset to engineers. Switzerland: Springer International Publishing, 2018.
- Chen S.C. et al. Can the entrepreneurship course improve the entrepreneurial intentions of students? // International Entrepreneurship and Management Journal. 2015. Т. 11. № 3. Pр. 557–569.
- Cui J., Sun J., Bell R. The impact of entrepreneurship education on the entrepreneurial mindset of college students in China: The mediating role of inspiration and the role of educational attributes // The International Journal of Management Education. 2021. Т. 19. № . 1. С. 100296.
- Herrington M., Kew J., Kew P. Global entrepreneurship monitor // Retrieved March. 2010. Т. 28. С. 2015.
- Lv Y. et al. How entrepreneurship education at universities influences entrepreneurial intention: mediating effect based on entrepreneurial competence // Frontiers in Psychology. 2021. Т. 12. P. 655868.
- Makino E. Review of the State of International Entrepreneurship Education Research // The Journal of Science Policy and Research Management. 2018. Vol. 33. Issue 2. Pр. 92–100. https://doi.org/10.20801/jsrpim.33.2_92.
- Rideout E.C., Gray D.O. Does entrepreneurship education really work? A review and methodological critique of the empirical literature on the effects of university‐based entrepreneurship education // Journal of small business management. 2013. Т. 51. № 3. Pр. 329–351.
- Thorp H., Goldstein B. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century. The University of North Carolina Press. Chapel Hill2010. 2018. P. 6.
- Urbano D., Aparicio S., Audretsch D. Twenty-five years of research on institutions, entrepreneurship, and economic growth: What has been learned? // Small Business Economics. 2019. 53(1). Pр. 21–49.
- Watanabe M. et al. Effects of Early Entrepreneurship Education on Entrepreneurial Competencies An analysis based on a long-term practical case study and a 10-year follow-up study //Abstracts of Annual Conference of Japan Society for Management Information Annual Conference of Japan Society for Management Information 2021. The Japan society for management information (JASMIN). 2022. Pр. 401–404.
- Yi S., Duval-Couetil N. Interdisciplinary entrepreneurship education: Exploring 10-year trends in student enrollment, interest and motivation // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2021. Т. 4. № 2. Pр. 100–118.
- Yubing Zhao, Xianzhou Zhao, Jingyi Shi, Hongpu Du, Rob Kim Marjerison & Chuanyu Peng. Impact of entrepreneurship education in colleges and universitieson entrepreneurial entry and performance // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. 2022. DOI:10.1080/1331677X.2022.2048189