Том 52 № 2 (2022)
Тема номера: Ангаро-Енисейский оплот России

Как повысить региональные эффекты от ресурсных проектов

А.В. Усс
губернатор Красноярского края
В.А. Крюков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
В.И. Нефёдкин
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
А.К. Криворотов
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений МИД РФ

Опубликован 03.02.2022

Как цитировать

1.
Усс А, Крюков В, Нефёдкин В, Криворотов А. Как повысить региональные эффекты от ресурсных проектов. ECO [Интернет]. 3 февраль 2022 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];52(2):27-46. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4381

Аннотация

Традиционный подход к освоению природных ресурсов азиатских регионов РФ, основанный на создании крупных производственно-транспортных комбинатов (отраслевых анклавов), не отвечает требованиям современной модели социально-экономического развития. Административно-правовое регулирование отношений между недропользователями и государством и практика предоставления налоговых льгот отдельным инвесторам не создают достаточных стимулов для участия добывающих корпораций в развитии экономики и социальной сферы регионов присутствия. Для реализации крупномасштабных проектов по освоению ресурсов Енисейской Сибири предлагается иной подход, основанный на преимущественном использовании гражданско-правовых отношений и, прежде всего, многосторонних концессий для формирования долгосрочных устойчивых связей между ключевыми участниками проектов. Применение данного подхода будет, по мнению авторов, способствовать гармонизации интересов главных бенефициаров ресурсных проектов и станет драйвером устойчивого развития регионов, вовлеченных в их реализацию.

Библиографические ссылки

  1. Зубков К. И., Корепанов Н. С., Побережчиков И. В., Тулисов Е. С. Территориально-экономическое управление в России XVIII – начале XX века: Уральское горное управление / Отв. ред. Побережчиков И. В. Институт Истории и археологии УрО РАН. М.: Наука, 2008. 355 с.
  2. Криворотов А. К. Политика государства как фактор конкурентоспособности арктических регионов: методология исследования, опыт Норвегии и уроки для России / Отв. ред.д.э.н., проф. Ф. Д. Ларичкин. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. 320 с.
  3. Криворотов А. К. Норвежское Заполярье: государственная политика и региональное развитие // ЭКО. 2017. № 8. С. 77–92.
  4. Крюков В. А., Нефёдкин В. И. Ключевые игроки в Арктике – от социалистических комбинатов к компаниям-лидерам устойчивого развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 228. № 2. С. 126–154.
  5. Новикова Е. В. Об Уставе Горном Российской империи и дальнейшем развитии горного законодательства в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2007. № 9. C. 79–105.
  6. Усс А. В. Развитие Сибири: что делать, пока не закрылось «окно возможностей»: научное издание // ЭКО. 2015. № 2. С. 6–13.
  7. Устав Горный / В книге «Свод законов Российской Империи. Том Седьмой». Санкт-Петербург: Издание кодификационного отдела при Государственном Совете. 1893. 283 с.
  8. Al-Kasim Farouk. Managing Petroleum Resources. The “Norwegian Model” in a Broad Perspective. Oxford: OIES30. Oxford Institute for Energy Studies. 2006. 264 p.