Том 52 № 1 (2022)
Тема номера: Познание и развитие

Инновации как системные коммуникации

А.Г. Фонотов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Опубликован 29.12.2021

Ключевые слова

  • научно-техническая и инновационная политика; национальная инновационная система; инновации; инноваторы; бизнес-процесс; коммуникация; технологические и цифровые платформы

Как цитировать

1.
Фонотов А. Инновации как системные коммуникации. ECO [Интернет]. 29 декабрь 2021 г. [цитируется по 29 март 2024 г.];52(1):54-76. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4365

Аннотация

Автор рассматривает путь инновации от идеи до рынка как процесс формирования коммуникации между инноватором и потребителем. На основе анализа государственной научно-технической и инновационной политики выявлены проблемы, обусловливающие низкую эффективность реализуемых в её рамках программ и проектов. Главная из них заключается в том, что в основу российской инновационной системы положена устаревшая советская модель. В рамках коммуникационной концепции, предложенной автором, инновации трактуются не как довесок к рутинным бизнес-процессам, а как системообразующее ядро бизнес-процесса нового типа. Процесс взаимовлияния технологии и рынка определяет сегодня направленность и результаты НИОКР, бизнес-модели компаний, маркетинговые стратегии, архитектуру рынков и, обратным ходом, – динамику функционала компаний. Таким образом переход к коммуникационной концепции адекватен реалиям цифровой экономики и инновационному типу развития.

Библиографические ссылки

  1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технокра-тическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.
  2. Бобылев Г., Горбачева Н., Валиева О., Кравченко Н., Федоров А., Фурсенко Н., Халимова С. Россия в зеркале международных рейтингов. ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Параллель, 2019. 171 с.
  3. Голиченко О. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011.
  4. Дежина И. Г. Система приоритетов научно-технологического развития/ Наука и инновации: выбор приоритетов / Отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2012. 235 c.
  5. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: Фактория, 2004.
  6. Ковальчук Ю. А., Пичков О. Б., Степнов И. М. Интеграционная роль государствнного регулирования и государственной поддержки научно-технологического развития//Друкеровский вестник. 2019. № 4. C. 70–63.
  7. Майминас Е. З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. Вильнюс: Минтис, 1967.
  8. Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа: наше цифровое будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 320 с.
  9. Рассадин В. Н. Оборонно-промышленный комплекс в макроэкономическом аспекте. М.: МАКС пресс. 2013. 383 c.
  10. Селиванов В. В., Ильин Ю. Д. (2019). Анализ состояния военно-технической науки//Военная мысль. 01.07.2019. [Эл. ресурс]. URL: https://vm.ric.mil.ru/Stati/item/202664/ (дата обращения: 27.08.2020).
  11. Cпартак А. Н., Французов В. В., Хохлов А. В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М.: ВАВТ, 2015. 384 с.
  12. Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Высшая школа экономики, 2019, – 128 с.
  13. Твисс, Брайан. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 271 с.
  14. Тищенко В. И. Основания современных методов прогнозирования и определения приоритетов развития науки // Выявление приоритетных научных направлений развития науки: междисциплинарный подход / Oтв. ред.: И. Я. Кобринская, В. И. Тищенко. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 181 с.
  15. Уэбстер, Фрэнк (2004) Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  16. Фонотов А. Г. Роль коммуникаций в развитии национальной инновационной системы/Экономика и математические методы, 2020. Т. 56. № 3. С. 35–44.
  17. Шлыков В. В. Глобализация военной промышленности – императив XXI века/ Отечественные записки. 2005. № 5.
  18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401c.
  19. Юнь В. О. Содержание категории качества в макроэкономике. Научный доклад. М.: Наука, 2019.
  20. Юнь О. М. Восхождение к информационному обществу. М.: Экономика, 2012. 911 с.
  21. Deutsch K. W. (1969). Politische Kybernetik: Modelle und Perspektiven. Freiburg. Verlag Rombach.
  22. Freeman C. (1995). The national innovation systems in historical perspective. Cambridge Journal of Economics, 19 (1), 5–24.
  23. Kurzweil R. (2002). The singularity is near: when humans transcend biology. N. Y. Viking/ Published by the Penguin Group/ ISBN0–670–03384–7
  24. Lundvall B. (1992). National systems of innovation: Towards a theory of innovation and interactive leaning. London: Printer Publishers. NSB (2016). National Science Board. Arlington: National Science Foundation. In: Science and Engineering Indicators, 4, 45–46.
  25. McLuhan M. (1962), The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.
  26. Sood A., Tellis G. J. (2005). Technological evolution and Radical innovation. Journal of marketing, 69 (July), 152–168.