ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Старшеклассники Новосибирской области в период выбора профессии: особенности образовательного перехода
Опубликован 24.07.2025
Ключевые слова
- старшеклассники; образовательные намерения; колледжи; образовательные траектории; мотивация; образовательный потенциал молодежи; социальная политика,
- high school students; educational intentions; colleges; educational trajectories; motivation; educational potential of youth; social policy
Как цитировать
1.
Харченко И. Старшеклассники Новосибирской области в период выбора профессии: особенности образовательного перехода. ECO [Интернет]. 24 июль 2025 г. [цитируется по 28 июль 2025 г.];55(4):230-51. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4891
Аннотация
В статье приведены данные текущего этапа многолетних наблюдений за особенностями профессиональной ориентацией учащихся старших (9-,10-,11-х)классов школ Новосибирской области в разрезе крупный город/муниципальный район/село (N=1335 чел.)1. Показано, что образовательные намерения выпускников основной школы изменялись в сторону предпочтения среднего профессионального образования, что связано, с одной стороны, с мотивами быстрейшего получения востребованной профессии, с другой – с нежеланием учиться сложным предметам и сдавать ЕГЭ. Для значительной части школьников (особенно сельских) важна также материальная мотивация: возможность получать стипендию, другие выплаты, возможность подработок и др. Автором обозначены системные риски общего образования, которые оказывают негативное влияние на отношение к школе и самоопределение учащихся. С точки зрения человеческого потенциала территории остается серьезной проблемой высокая учебная, в основном безвозвратная, миграция сельской молодежи. Статья основана на материалах социологических исследований и экспедиций отдела социальных проблем ИЭОПП СО РАН. Для сравнений в динамике используются сопоставимые данные более ранних исследований.Библиографические ссылки
- Антонова О.В. Проблемы современного образования // Молодой ученый. 2023. № 16 (463). С. 291–295. URL: https://moluch.ru/archive/463/101794/ (дата обращения: 21.03.2025).
- Арсентьева Н.М., Харченко И.И. Противоречия формирования человеческого потенциала в регионе в контексте модернизации системы профессионального образования // Регион: экономика и социология. 2016. № 1. С. 159–181.
- Все о платном и бесплатном образовании / Cост. Т.Мищенко. М.: Аст: Омега-Л, 2014. 224 с.
- Гвоздева Г.П., Арсентьева Н.М., Харченко И.И. Риски снижения человеческого потенциала сибирских регионов // ЭКО. 2023. № 5. С. 129–150. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2023–5–129–150
- Донских О.А. Нашему образованию нужен косметический ремонт или полная реконструкция? // ЭКО. 2023. № 5. С. 33–53. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2023–5–33–53
- Доровских Е.М., Савватеев А.В. Есть ли перспективы у новой реформы образования? // ЭКО. 2023. № 5. C. 20–32. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2023–5–20–32
- Заславская Т.И. Глава 5. Динамика человеческого потенциала / Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука, 2003. С. 75–92.
- Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. DOI: 10.31857/S013216250004949–6
- Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811–038X-2020–29–2–6–26
- Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 72 с. ISSN2500–0608
- Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной манёвр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. DOI https://doi.org/10.17323/1814–9S4S-2021–2–10–42; EDN VFPICX
- Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет. Информационный бюллетень. 2022. № 19 (36). 64 с. М.: НИУ ВШЭ.
- Российский работник: образование, профессия, квалификация: монография / Под. ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2011. 574, [2] с. ISBN978–5–7598–0901–2
- Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Заславская Т.И. Гл. 5. Динамика человеческого потенциала / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука, 2003. C. 75–92.
- Ростовская Т.К., Попова И.В., Кучмаева О.В. Влияние единого государственного экзамена на состояние образовательного потенциала молодёжи // Человеческий капитал. 2019. № 4(124). С. 64–75. https://doi.org/10.25629/HC.2019.04.08; DOI: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2019/04/201904_p064–075.pdf
- Савватеев А.В. Манифест спасения массовой школы в России // ЭКО. 2023. № 5. С. 8–19. DOI: 10.30680/eco0131–7652–2023–5–8–19
- Современное российское образование: вызовы и ответы: монография / О.А. Донских, В.И. Клисторин, Л.Ю. Логунова [и др.]; под общ. ред. О.А. Донских; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. Новосибирск: НГУЭУ, 2022. 274 с.
- Чередниченко Г.А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 407–420. DOI: 10.52180/1999–9836_2023_19_3_8_407_420
- Харченко И.И., Дуткина С.Ю., Мальнева Е.А. Отношение родителей к школе, к реформам в системе образования и каким они видят будущее своих детей // Образование, социальная мобильность, человеческое развитие: материалы Всерос. научно-практ. конф., посвящ. 90-летнему юбилею проф. Л.Г. Борисовой (27–28 ноября 2021 г.) /
- Ин-т философии и права СО РАН, Новосибирский гор. педагогич. лицей им. А.С. Пушкина; отв. ред. Е.А. Ерохина, Н.Ю. Ткаченко. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2022. С. 182–199.
- Формирование и использование человеческого капитала в современной экономике. Харченко И.И. Социологические методы исследования человеческого капитала / Под ред. Г.П. Литвинцевой; М-во науки и высш. обр. РФ, Новосиб. гос. тех. ун-т, ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. Гл. 2.3. С. 78–102.
- Sahlberg, P. (2006). ‘Education reform for raising economic competitiveness’. Journal of Educational Change. Vol. 7, No. 4. Pp. 259–287. (In Eng.).
- Human Development Report (2023–2024). P. 274. (In Eng.). Available at: https://securesustain.org/report/human-development-report-2023–2024 (accessed 04.12.2024).