ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цифровизация управления бизнесом: задачи и роли менеджеров
Опубликован 30.01.2025
Ключевые слова
- цифровизация; управление на основе данных; этапы цифровизации; задачи и роли менеджеров; российская практика цифровизации
Как цитировать
1.
Маркова В. Цифровизация управления бизнесом: задачи и роли менеджеров. ECO [Интернет]. 30 январь 2025 г. [цитируется по 31 январь 2025 г.];55(1):173-86. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4830
Аннотация
Несмотря на развитие цифровой экономики, продолжается дискуссия о сути цифровизации управления бизнесом и подходах к её реализации. В статье цифровизация управления рассматривается как процесс перехода к принятию управленческих решений на основе данных. Акцент сделан на одной из выделенных исследователями причин неудачи данного процесса: устранении менеджеров от цифровизации, которая рассматривается как задача ИТ-службы компании. Исходя из этой проблемы, выявлены задачи цифровизации управления, которые требуют участия менеджеров. Показано, как при этом изменяется роль менеджеров: из потребителей информации они превращаются в заказчиков и постановщиков задач. Это требует новых компетенций менеджеров и их вовлеченности в процесс цифровизации. Возможные подходы к цифровизации управления применительно к выделенным проблемам иллюстрируются примерами из практики российского бизнесаБиблиографические ссылки
- Ажар А. Экспонента. Как быстрое развитие технологий меняет бизнес, политику и общество. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 352 с.
- Александрова Т.В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13. № 3. С. 137–144. DOI: 10.14529/em190313
- Галимова М.П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия «Экономика». 2019. № 1 (27). С. 27–37. DOI: 10.17122/2541–8904–2019–1–27–27–37
- Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 9. С. 1345–1358. DOI: 10.18334/ce.12.9.39332
- Данеева Ю.О. Теоретический подход к цифровизации: обзор зарубежной литературы и новые направления исследования // Хроноэкономика. 2019. № 5. С. 53–58.
- Кондратьева М., Комахина А. Цифровизация: исследование основных терминов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 3 (165). DOI: 10.34773/EU.2022.3.25
- Кузнецов С., Константинов А., Скворцов Н. Ценность ваших данных. М.: Альпина ПРО, 2022. 574 с.
- Лютягин Д.В., Зюков В.А. Цифровизация производственных процессов в рамках концепции «Индустрия 4.0» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том 11. № 9А. С. 235–247. DOI: 10.34670/AR.2021.36.86.029
- Маркова В.Д. Цифровизация управления: от АСУ к микросервисам // ЭКО. 2022. № 9. С. 113–129. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2022–9–113–129
- Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему. Отрасли, организации и профессии. М.: Альпина Паблишер, 2020. 215 с.
- Орловский В., Коровкин В. От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек. М.: Эксмо, 2021. 192 с.
- Павлов С. Время сервисов // Harvard Business Review – Россия. 2006, май. С. 18–19.
- Починок М., Алферов П. Потерянные комплементы, или причины провала цифровой трансформации // Сколково. 2023, декабрь. https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/poteryannye-komplementy-ili-prichiny-provala-cifrovoj-transformacii/
- Салдана Т. Почему цифровая трансформация не дает результата и что делать, чтобы все заработало. М.: Альпина Паблишер, 2021. 334 с.
- Цзэн М. Как Alibaba использует искусственный интеллект в бизнесе. Сетевое взаимодействие и анализ данных. М.: Альпина Паблишер, 2022. 360 с.
- Чаморро-Премузик Т. Пять причин, из-за которых инвестиции в технологии не окупаются // Гарвард. Бизнес. Ревью. Россия. 2022, ноябрь.
- Шипилов А., Ферр Н., Руйар Д., Эмон-Лоран А. Четыре элемента успешной цифровой трансформации // Гарвард. Бизнес. Ревью. Россия, 2023, декабрь.
- Янсити М., Лахани К. Оцифруйся или умри. Как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов. М.: Эксмо, 2021. 320 с.
- Iansiti, M., Lakhani, K. (2014). Digital ubiquity: how connections, sensors and data are revolutionizing business. Harvard Business Review. Nov. Pp. 3–11.
- What does a chief transformation officer do? (2023). December. https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-does-a-chief-transformation-officer-do