Том 53 № 4 (2023)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

Экосистема уходит в отрыв: кейс российских компаний «1С» и «Галактика»

В.Д. Маркова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Bio

Опубликован 30.03.2023

Ключевые слова

  • цифровая платформа; платформа технологических решений; бизнес-модель; экосистема; нелинейный рост; рычаги роста; компания «1С»; Корпорация «Галактика»

Как цитировать

1.
Маркова В. Экосистема уходит в отрыв: кейс российских компаний «1С» и «Галактика». ECO [Интернет]. 30 март 2023 г. [цитируется по 24 август 2024 г.];53(4):74-92. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4592

Аннотация

Для проверки гипотезы о возможности роста бизнеса, функционирующего на основе цифровых платформ, и определения рычагов такого роста проведен сравнительный анализ бизнес-моделей и результатов деятельности двух российских ИТ-компаний одной сферы. Компании «1С» и «Галактика», которые входят в пятерку ведущих игроков российского рынка корпоративного программного обеспечения, создали специализированные цифровые платформы технологических решений в сфере автоматизации учета и управления на предприятиях разных отраслей, но при этом используют разные бизнес-модели. Выделен главный рычаг роста компании «1С» в нестабильной и динамичной внешней среде – ее мультиагентная и многофункциональная партнерская сеть, или экосистема. Показано, что экосистемная бизнес-модель компании «1С» обеспечила ей быстрый рост и после ухода компании SAP позволила занять лидирующую позицию на российском рынке, опередив ближайшего конкурента – компанию «Галактика» по всем значимым параметрам в десятки и более раз. Однако при этом появляется опасность рыночного доминирования компании «1С».

Библиографические ссылки

  1. Аднер Р. Стратегия процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
  2. Артур Б. Растущая прибыльность и новый мир бизнеса. В сб.: Управление высокотехнологичным бизнесом. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  3. Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов. М.: Альпина Паблишер, 2016.
  4. Исмаил С. Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017.
  5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Проблемы формирования бизнес-экосистем на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2. С. 55–60.
  6. Маркова В. Д. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию // ЭКО. 2019. № 5. С. 106–123. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2019–5–106–123
  7. Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019.
  8. Остервальдер А., Пинье И., Этьембль Ф., Смит А. Непобедимая компания: Как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших. М.: Альпина Паблишер, 2021.
  9. Паркер Дж., Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  10. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  11. Adner, R. (2017). Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy. Journal of Management. Vol. 43. No. 1. Рp. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451
  12. Ceccagnoli, M., Forman, C., Huang, P., Wu, D.J. (2012). Co-creation of value in a platform ecosystem: the case of enterprise software. MIS Quarterly. Vol. 36 (1). Pp. 263–290.
  13. Eisenmann, T., Parker, G., Van Alstyne, M. (2011). Platform development. Strategic management Journal. Vol. 32(12). Pp. 1270–1285.
  14. Evans, D., Hagui, A., Schmalensee, R. (2016). Invisible engines: how software platforms drive innovation and transform industries. MIT Press.
  15. Ferose, V. (2018). How to Manage a Platform for Massive Growth: What Comprises a Platform. SAP. November, 8. Available at: https://news.sap.com/2018/11/manage-a-platform-massive-growth-part-one-what-comprises-platform/
  16. Gawer, A. (2020). Digital platforms’ boundaries: the interplay of firm scope, platform sides and digital interfaces. Long Range Planning, sept. DOI: 10.1016/j.lrp.2020.102045
  17. Grabher, G., Tuijl, E. (2020). Uber-production: From global networks to digital platforms. Environment and Planning. No. 52(12). Pp. 1005–1016. DOI: 10.1177/0308518X20916507
  18. Hein, A., Schreieck, М., et al. (2020). Digital platform ecosystems. Electronic Markets, No. 30. Pp. 87–98.
  19. Jacobides, M.G., Cennamo, C., & Gawer, A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. No. 39(8). Pp. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
  20. Joachimsthaler, E. (2020). What is Platform Thinking? June 9. Available at: https://www.linkedin.com/pulse/what-platform-thinking-erich-joachimsthaler-ph-d-
  21. Kolossovski, E. (2019). Strategist’s guide to platform thinking. nov. 6. from: https://medium.com/@eleanor.kolossovski/a-strategists-guide-to-platform-thinking-48cc4b666d9aA
  22. Koponen, J. (2019). Misunderstanding of platforms will lead to costly failures. Demos Helsinki. July 23. Available at: https://www.demoshelsinki.fi/en/2019/07/23/misunderstanding-of-platforms-will-lead-to-costly-failures/
  23. Pidun, U., Reeves, M., Schüssler, M. (2019). Do You Need a Business Ecosystem? Available at: https://www.bcg.com/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem
  24. Rochet, J., Tirole, J. (2003). Platform competition in two-sides markets. Journal of the European Economic Association. Vol. 1 (4). Pp. 990–1029. DOI.org/10.1162/154247603322493212
  25. Rumble, R., Minto, N. (2017). How to use analogies for creative business modelling. Journal of Business Strategy. Vol. 38. No. 2. Pp. 76–82. DOI:.org/ 10.1108/JBS-09–2016–0091
  26. Sun, R., Gregor, S., Keating, B. (2015). Information technology platforms: conceptualisation and a review of emerging research in IS research. Australasian Conference on Information Systems.
  27. Thomas, G., Myers, K. (2015). The anatomy of the case study. London.
  28. Tiwana, A. (2018). Platform synergy: Architectural origins and competitive consequences. Information Systems Research. No. 29 (4). Pp. 829–848.
  29. Zhao, Y., Delft, S., Morgan-Thomas, A., Buck, T. (2019). The evolution of platform business models: Exploring competitive battles in the world of platforms. Long Range Planning. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lrp.2019.101892
  30. Zhu, F., Iansiti, M. (2019). Why Some Platforms Thrive and Others Don’t. Harvard Business review. Jan.-Febr.