ОТРАСЛИ И РЫНКИ
Опубликован 30.03.2023
Ключевые слова
- цифровая платформа; платформа технологических решений; бизнес-модель; экосистема; нелинейный рост; рычаги роста; компания «1С»; Корпорация «Галактика»
Как цитировать
1.
Маркова В. Экосистема уходит в отрыв: кейс российских компаний «1С» и «Галактика». ECO [Интернет]. 30 март 2023 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];53(4):74-92. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4592
Аннотация
Для проверки гипотезы о возможности роста бизнеса, функционирующего на основе цифровых платформ, и определения рычагов такого роста проведен сравнительный анализ бизнес-моделей и результатов деятельности двух российских ИТ-компаний одной сферы. Компании «1С» и «Галактика», которые входят в пятерку ведущих игроков российского рынка корпоративного программного обеспечения, создали специализированные цифровые платформы технологических решений в сфере автоматизации учета и управления на предприятиях разных отраслей, но при этом используют разные бизнес-модели. Выделен главный рычаг роста компании «1С» в нестабильной и динамичной внешней среде – ее мультиагентная и многофункциональная партнерская сеть, или экосистема. Показано, что экосистемная бизнес-модель компании «1С» обеспечила ей быстрый рост и после ухода компании SAP позволила занять лидирующую позицию на российском рынке, опередив ближайшего конкурента – компанию «Галактика» по всем значимым параметрам в десятки и более раз. Однако при этом появляется опасность рыночного доминирования компании «1С».Библиографические ссылки
- Аднер Р. Стратегия процветания. Новый взгляд на конкуренцию, развитие бизнес-экосистемы и лидерство. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
- Артур Б. Растущая прибыльность и новый мир бизнеса. В сб.: Управление высокотехнологичным бизнесом. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
- Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов. М.: Альпина Паблишер, 2016.
- Исмаил С. Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). М.: Альпина Паблишер, 2017.
- Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Проблемы формирования бизнес-экосистем на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С // Инновации. 2018. № 2. С. 55–60.
- Маркова В. Д. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию // ЭКО. 2019. № 5. С. 106–123. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2019–5–106–123
- Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019.
- Остервальдер А., Пинье И., Этьембль Ф., Смит А. Непобедимая компания: Как непрерывно обновлять бизнес-модель вашей организации, вдохновляясь опытом лучших. М.: Альпина Паблишер, 2021.
- Паркер Дж., Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
- Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
- Adner, R. (2017). Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy. Journal of Management. Vol. 43. No. 1. Рp. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451
- Ceccagnoli, M., Forman, C., Huang, P., Wu, D.J. (2012). Co-creation of value in a platform ecosystem: the case of enterprise software. MIS Quarterly. Vol. 36 (1). Pp. 263–290.
- Eisenmann, T., Parker, G., Van Alstyne, M. (2011). Platform development. Strategic management Journal. Vol. 32(12). Pp. 1270–1285.
- Evans, D., Hagui, A., Schmalensee, R. (2016). Invisible engines: how software platforms drive innovation and transform industries. MIT Press.
- Ferose, V. (2018). How to Manage a Platform for Massive Growth: What Comprises a Platform. SAP. November, 8. Available at: https://news.sap.com/2018/11/manage-a-platform-massive-growth-part-one-what-comprises-platform/
- Gawer, A. (2020). Digital platforms’ boundaries: the interplay of firm scope, platform sides and digital interfaces. Long Range Planning, sept. DOI: 10.1016/j.lrp.2020.102045
- Grabher, G., Tuijl, E. (2020). Uber-production: From global networks to digital platforms. Environment and Planning. No. 52(12). Pp. 1005–1016. DOI: 10.1177/0308518X20916507
- Hein, A., Schreieck, М., et al. (2020). Digital platform ecosystems. Electronic Markets, No. 30. Pp. 87–98.
- Jacobides, M.G., Cennamo, C., & Gawer, A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. No. 39(8). Pp. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
- Joachimsthaler, E. (2020). What is Platform Thinking? June 9. Available at: https://www.linkedin.com/pulse/what-platform-thinking-erich-joachimsthaler-ph-d-
- Kolossovski, E. (2019). Strategist’s guide to platform thinking. nov. 6. from: https://medium.com/@eleanor.kolossovski/a-strategists-guide-to-platform-thinking-48cc4b666d9aA
- Koponen, J. (2019). Misunderstanding of platforms will lead to costly failures. Demos Helsinki. July 23. Available at: https://www.demoshelsinki.fi/en/2019/07/23/misunderstanding-of-platforms-will-lead-to-costly-failures/
- Pidun, U., Reeves, M., Schüssler, M. (2019). Do You Need a Business Ecosystem? Available at: https://www.bcg.com/publications/2019/do-you-need-business-ecosystem
- Rochet, J., Tirole, J. (2003). Platform competition in two-sides markets. Journal of the European Economic Association. Vol. 1 (4). Pp. 990–1029. DOI.org/10.1162/154247603322493212
- Rumble, R., Minto, N. (2017). How to use analogies for creative business modelling. Journal of Business Strategy. Vol. 38. No. 2. Pp. 76–82. DOI:.org/ 10.1108/JBS-09–2016–0091
- Sun, R., Gregor, S., Keating, B. (2015). Information technology platforms: conceptualisation and a review of emerging research in IS research. Australasian Conference on Information Systems.
- Thomas, G., Myers, K. (2015). The anatomy of the case study. London.
- Tiwana, A. (2018). Platform synergy: Architectural origins and competitive consequences. Information Systems Research. No. 29 (4). Pp. 829–848.
- Zhao, Y., Delft, S., Morgan-Thomas, A., Buck, T. (2019). The evolution of platform business models: Exploring competitive battles in the world of platforms. Long Range Planning. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lrp.2019.101892
- Zhu, F., Iansiti, M. (2019). Why Some Platforms Thrive and Others Don’t. Harvard Business review. Jan.-Febr.