Том 53 № 3 (2023)
Тема номера: Обучение – Учение

Предпринимательское мышление – универсальная компетенция выпускника вуза

О.Р. Чепьюк
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
А.Б. Бедный
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
А.И. Горылев
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
М.В. Прохорова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
В.С. Кравченко
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Опубликован 06.03.2023

Ключевые слова

  • предпринимательский вуз; предпринимательское обучение; предпринимательские компетенции; предпринимательский склад ума; предпринимательское намерение; наставничество

Как цитировать

1.
Чепьюк О, Бедный А, Горылев А, Прохорова М, Кравченко В. Предпринимательское мышление – универсальная компетенция выпускника вуза. ECO [Интернет]. 6 март 2023 г. [цитируется по 20 апрель 2024 г.];53(3):47-6. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4578

Аннотация

Рассматривается роль предпринимательского образования в современном классическом вузе. Авторы делятся собственным опытом внедрения массовой образовательной программы по базовой предпринимательской подготовке и результатами, полученными по итогам 10 лет её реализации (2012–2021 гг.). Дисциплина была внедрена в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете и включена в учебные планы всех направлений подготовки, охватив к 2021 г. 70% выпускников ННГУ. В статье приведены результаты опроса студентов – участников программы 2019–2021 гг., анализ которых подтверждает справедливость гипотез о высокой значимости курса для формирования предпринимательского намерения и развития универсальных компетенций обучающихся. Была проверена также гипотеза о положительной роли наставника в эффективности реализации курса. Сопоставление итогов опроса с аналогичными зарубежными исследованиями (США, Япония, Китай) показало, что предпринимательское образование оказывает схожие эффекты на формирование предпринимательского намерения и развитие предпринимательских компетенций, вне зависимости от национальной принадлежности вузов и респондентов.

Библиографические ссылки

  1. Ангелова О.Ю. Участие молодежи в развитии территории: оценка потенциала и развитие цифровых инструментов взаимодействия (на примере «Фестиваля предпринимательских идей» в Нижнем Новгороде) / О.Ю. Ангелова, О.В. Петрова, М.В. Прохорова [и др.] // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 2(461). С. 331–344. DOI 10.24891/re.17.2.331. EDN PNXXEV.
  2. Ангелова О.Ю. Типология стилей профессиональной деятельности наставника / О.Ю. Ангелова, Т.О. Подольская, О.Р. Чепьюк // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 6. С. 220–228.
  3. Грудзинский А.О., Бедный Б.И., Плехова Ю.О., Бедный А.Б. Роль и структура инновационного предпринимательского образования // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 58.
  4. Сорокин П.С. Обучение предпринимательству в университетах постсоветского пространства: переход к глобальной предпринимательской культуре или сопротивление ей? / П.С. Сорокин, И.Д.. Фрумин, С.Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 4. (Современная аналитика образования. № 10 (59)).
  5. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство и стратегия развития инновационных компаний // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 1. С. 259–276 (260).
  6. Чепьюк О.Р. Предпринимательское образование в исследовательском университете / О.Р. Чепьюк, А.Б. Бедный, Ю.О. Плехова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2(66). С. 157–163. DOI 10.52452/18115942_2022_2_157. EDN OADFRE.
  7. Чепьюк О.Р. Реализация метода кейс-стади в дистанционном обучении студентов основам предпринимательства / О.Р. Чепьюк, А.И. Горылев // Образование и наука. 2016. № 8(137). С. 100–113. DOI 10.17853/1994–5639–2016–8–100–113. EDN WYIGEF.
  8. Широкова Г.В., Беляева Т.В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 2 (50). С. 5–31.
  9. Affandi M. et al. The Effect of Project Based Learning Models on Improving Student Learning Results on Entrepreneurship Education //First Transnational Webinar on Adult and Continuing Education (TRACED2020). Atlantis Press, 2021. Pр. 122–128.
  10. Bosman L., Fernhaber S., Springer Link (Online service). Teaching the entrepreneurial mindset to engineers. Switzerland: Springer International Publishing, 2018.
  11. Chen S.C. et al. Can the entrepreneurship course improve the entrepreneurial intentions of students? // International Entrepreneurship and Management Journal. 2015. Т. 11. № 3. Pр. 557–569.
  12. Cui J., Sun J., Bell R. The impact of entrepreneurship education on the entrepreneurial mindset of college students in China: The mediating role of inspiration and the role of educational attributes // The International Journal of Management Education. 2021. Т. 19. № . 1. С. 100296.
  13. Herrington M., Kew J., Kew P. Global entrepreneurship monitor // Retrieved March. 2010. Т. 28. С. 2015.
  14. Lv Y. et al. How entrepreneurship education at universities influences entrepreneurial intention: mediating effect based on entrepreneurial competence // Frontiers in Psychology. 2021. Т. 12. P. 655868.
  15. Makino E. Review of the State of International Entrepreneurship Education Research // The Journal of Science Policy and Research Management. 2018. Vol. 33. Issue 2. Pр. 92–100. https://doi.org/10.20801/jsrpim.33.2_92.
  16. Rideout E.C., Gray D.O. Does entrepreneurship education really work? A review and methodological critique of the empirical literature on the effects of university‐based entrepreneurship education // Journal of small business management. 2013. Т. 51. № 3. Pр. 329–351.
  17. Thorp H., Goldstein B. Engines of Innovation: The Entrepreneurial University in the Twenty-First Century. The University of North Carolina Press. Chapel Hill2010. 2018. P. 6.
  18. Urbano D., Aparicio S., Audretsch D. Twenty-five years of research on institutions, entrepreneurship, and economic growth: What has been learned? // Small Business Economics. 2019. 53(1). Pр. 21–49.
  19. Watanabe M. et al. Effects of Early Entrepreneurship Education on Entrepreneurial Competencies An analysis based on a long-term practical case study and a 10-year follow-up study //Abstracts of Annual Conference of Japan Society for Management Information Annual Conference of Japan Society for Management Information 2021. The Japan society for management information (JASMIN). 2022. Pр. 401–404.
  20. Yi S., Duval-Couetil N. Interdisciplinary entrepreneurship education: Exploring 10-year trends in student enrollment, interest and motivation // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2021. Т. 4. № 2. Pр. 100–118.
  21. Yubing Zhao, Xianzhou Zhao, Jingyi Shi, Hongpu Du, Rob Kim Marjerison & Chuanyu Peng. Impact of entrepreneurship education in colleges and universitieson entrepreneurial entry and performance // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. 2022. DOI:10.1080/1331677X.2022.2048189