Тема номера: Обучение – Учение
Опубликован 06.03.2023
Ключевые слова
- STEM-образование; человеческий капитал; междисциплинарный подход; налоговое стимулирование; налоговые льготы
Как цитировать
1.
Тихонова А, Малкова Ю. Развитие в России системы STEM-образования и ее налоговое стимулирование. ECO [Интернет]. 6 март 2023 г. [цитируется по 24 январь 2025 г.];53(3):27-46. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4577
Аннотация
В статье анализируются подходы к имплементации подходов STEM-образования в сферу высшего образования и используемые для этого способы, в том числе экономические (налоговые) стимулы. Особый акцент сделан на применении схемы E-STEM-образования, включающего помимо прочего предпринимательскую практику. На описанных в зарубежной литературе примерах реализации STEM-подхода в высшем образовании показано, что существующие модели кооперации между образовательными организациями, научными учреждениями и корпорациями не всегда эффективны. Для развития этой системы в России требуются дополнительные меры. В частности, для решения проблем, возникающих при взаимодействии образования науки и бизнеса, авторы предлагают использовать комплекс мер по налоговому стимулированию, позволяющий им эффективно сотрудничать, сохраняя при этом имущественную обособленность и финансовую самостоятельность.Библиографические ссылки
- Жукова А. К. Современные проблемы правового регулирования и бухгалтерского учета совместной деятельности // Инновационное развитие экономики. 2017. № 6 (42). С. 284–291. URL: http://www.ineconomic.ru/sites//field_print_version/6–42–2017.pdf (дата обращения: 14.07.2022).
- Иванова А. В., Вылегжанина Е. В. Налоговое стимулирование инвестиций: понятие, принципы, задачи // Вектор экономики. 2021. № 8 (62). URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2021/8/taxes/Ivanova_Vylegzhanina.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
- Касымова Н. О. STEM-образование как научная новация// Актуальные вопросы образования и науки. 2022. № 1(73). С. 52–54 URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48198239_84518563.pdf (дата обращения: 14.07.2022).
- Краснова Г. А., Федотов А. В. STEM-образование как фактор национальной безопасности // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 2. С. 137–151. DOI: 10.22363/2312–8631–2021–18–2–137–151
- Пансков В. Г. Новая амортизационная политика как инструмент налогового регулирования // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4. № 4 (112). С. 35–41. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.04.04.007
- Рив Э. М. Потребность в STEM образовании: сейчас или никогда! // Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXVII Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. Ассоциация технических университетов. С. 34–57. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47934526_77658975.pdf (дата обращения: 14.07.2022).
- Шабанова М. Р., Шумяцкий Р. И. Инвестиционный налоговый вычет как альтернатива амортизации // Финансы и управление. 2020. № 1. С. 103–113. DOI: 10.25136/2409–7802.2020.1.29570
- Almosova A., Burda M. C., Voigts S. Social Security Contributions and the Business Cycle // Journal of Macroeconomics. 2020. Vol. 65. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2020.103209
- Burušić J., Šimunović M., Šakić M. Technology-based activities at home and STEM school achievement: the moderating effects of student gender and parental education // Research in Science & Technological Education. 2021. Vol. 39. No. 1. P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1080/02635143.2019.1646717
- Caro D. H., Cortina K. S., Eccles J. S. Socioeconomic background, education, and labor force outcomes: evidence from a regional US sample // British Journal of Sociology of Education.2015. Vol. 36. No. 6. P. 934–957. DOI: https://doi.org/10.1080/01425692.2013.868784
- Eltanahy M., Forawi S., Mansour N. Incorporating Entrepreneurial Practices into STEM Education: Development of Interdisciplinary E-STEM Model in High School in the United Arab Emirates // Thinking Skills and Creativity. 2020а. Vol. 37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100697
- Eltanahy M., Forawi S., Mansour N. STEM leaders’ and teachers’ views of the integration of the Entrepreneurial Practices into STEM Education in High School in the United Arab Emirates // Entrepreneurship Education (EEDU). 2020b. Vol. 3. No. 2. P. 133–149. DOI: https://doi.org/10.1007/s41959–020–00027–3
- Krug D., Shaw A. Reconceptualizing ST®E(A)M(S) education for teacher education // Canadian Journal of Science Mathematics and Technology Education. 2016. Vol. 16. No. 2. Р.183–200. DOI: https://doi.org/10.1080/14926156.2016.1166295
- Le L. T.B., Tran T. T., Tran N. H. Challenges to STEM education in Vietnamese high school contexts // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e08649
- Margot K. C., Kettler T. Teachers’ perception of STEM integration and education: a systematic literature review // Int. J. STEM Educ. 2019. Vol. 6. No.1. P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594–018–0151–2
- Martins L., Veiga P. Do inequalities in parents’ education play an important role in PISA students’ mathematics achievement test score disparities? // Economics of Education Review. 2010. Vol. 29. No. 6. P. 1016–1033. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2010.05.001
- Miller J. D., Kimmel L. G. Pathways to a STEMM Profession // Peabody Journal of Education. 2012. Vol. 87. No. 1. P. 26–45. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2012.642274
- Nielsen I., Smyth R. Who bears the burden of employer compliance with social security contributions? Evidence from Chinese firm level data // China Economic Review. 2008. Vol. 19. No. 2. P. 230–244. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2007.06.002
- Olssen M., Peters M. A. Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: From the free market to knowledge capitalism // Journal of Education Policy. 2005. Vol. 20. No. 3. Р. 313–345. DOI: https://doi.org/10.1080/02680930500108718
- Pfeffer F. T. Growing Wealth Gaps in Education // Demography. 2008. Vol. 55. No. 3. P. 1033–1068. DOI: https://doi.org/10.1007/s13524–018–0666–7
- Reardon S. F. The widening academic achievement gap between the rich and the poor: New evidence and possible explanations // G. J. Duncan, R. J. Murnane (Eds.), Whither opportunity, Russell Sage. 2011. P. 91–116. DOI:10.4324/9780429499821–33
- Wiesner S., Horizonte B. The Development of Technicians as a Key Factor for a Sustainable Development of Renewable Energies Using an Adapted Education Method Based on the Successful German Dual Education (Duale Ausbildung) // Energy Procedia. 2014. Vol.57. P. 1034–1036. DOI: https://doi.org/10.1016/j.egypro.2014.10.069
- Xie Y., Fang M., Shauman K. STEM education // Annual Review of Sociology.2015. Vol. 41. P. 331–357. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-soc-071312–145659
- Ziol-Guest K.M., Lee K. T.H. Parent income–based gaps in schooling: Cross-cohort trends in the NLSYs and the PSID // AERA Open. 2016. Vol. 2. No. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/2332858416645834