Том 52 № 9 (2022)
Тема номера: Транспорт: риски дезинтеграции

«Белкомур» и роль Китая

Арильд Му
Институт Фритьофа Нансена

Опубликован 30.08.2022

Ключевые слова

  • Россия; Китай; железная дорога; Арктика; порт; инфраструктура

Как цитировать

1.
Му А. «Белкомур» и роль Китая. ECO [Интернет]. 30 август 2022 г. [цитируется по 22 декабрь 2024 г.];52(9):8-33. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4502

Аннотация

Дальнейшее развитие Северного морского пути, включая связанные с ним логистические цепочки и инфраструктуру, имеет высокий приоритет в России, а недостаточная пропускная спопобность маршрута «юг-север» признается проблемой. В последние десять лет Китай проявляет все больший интерес к арктическим перевозкам. Учитывая официальные декларации о тесном партнерстве и общих интересах России и КНР, строительство железной дороги от Урала с выходом на Китай до глубоководного порта с выходом на Северный Ледовитый океан представлялось привлекательным и как стратегическая возможность для Китая, и как естественная область для китайских инвестиций. С 2012 г. различные китайские компании проявляли интерес к проекту «Белкомур», и несколько раз сообщалось о заключении концессионного соглашения. Но российские федеральные власти, выразив поддержку, не взяли на себя обязательства по бюджетному финансированию, а в последнее время все чаще со стороны правительства звучат критические замечания в адрес проекта, хотя региональная поддержка остается сильной. По состоянию на начало 2022 г. твердое соглашение не было подписано, и проект был приостановлен. Рассматривая его историю с момента первого привлечения китайских компаний, эта статья дает представление о возможностях маневра российских регионов и взаимоотношениях между центральной и региональной властью. Кроме того, в ней раскрываются российские неверные интерпретации китайского интереса к проекту.

Библиографические ссылки

  1. Гудев П. А. Новые риски и возможности межгосударственного сотрудничества в Арктике // Арктика и Север. 2019. № 36. С. 57–83. (In Russ.). DOI: 10.17238 / issn2221–2698.2019.36.57
  2. Куратова Е. С. Железнодорожная магистраль «Белкомур» – сухопутная альтернатива Северного морского пути // Транспортное дело России. 2011. № 9. С. 88–90.
  3. Леонов С. Активизация политики Китая в Арктике: предпосылки, проблемы, перспективы // Регионалистика. 2019. № 6 (5). DOI: 10.14530/reg.2019.5.50
  4. Мое, А. Новая политика России в отношении Северного морского пути? Государственные интересы, основные заинтересованные стороны и экономические возможности в меняющиеся времена // Полярный журнал. 2020. № 10 (2). С. 209–227. DOI: 10.1080 / 2154896X.2020.1799611
  5. Петровский В. Ж. и Филиппова Л. В. Стратегия Китая по освоению Арктики и перспективы российско-китайского сотрудничества в регионе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XXIII: ежегодное изд. / Отв. ред. Е. И. Сафронова. М.: Институт Дальневосточных исследований РАН, 2018. 392 с.
  6. Сазонов С. Проблемы и перспективы интеграции инфраструктуры между Россией и Китаем в рамках концепции «Один пояс, один путь» // Ред. А. О. Виноградов, А. С. Исаев. Россия-Китай: шансы и вызовы новой эпохи. М.: Институт Дальневосточных исследований РАН, 2020.
  7. Тараканов М. А. Проблемы, история и перспективы транспортных проектов в Арктике // Север и pынок. 2014. № 6(43). С. 23–27. URL: http://www.iep.kolasc.net.ru/journal/files/Sever-i-Rynok-2014–6.pdf#page=23
  8. Хусаинов Ф. И. и Ожерельева М. В. Фрахт угля и жидких углеводородов железнодорожным транспортом: Текущее состояние и перспективы // Tранспорт Российской Федерации. 2019. № 4. С. 22–27.
  9. Conley, H. (2018). China’s Arctic Dream. Washington DC: Center for Strategic & International Studies.
  10. Doshi, R., A. Dale-Huang & G. Zhang. (2021). Northern Expedition: China’s Arctic Activities and Ambitions. Brookings Institution. Available at: https://www.brookings.edu/research/northern-expedition-chinas-arctic-activities-and-ambitions/
  11. Henderson, J. & Moe, A. (2019). The Globalization of Russian Gas – Political and Commercial Catalysts. Cheltenham U. K.: Edward Elgar Publishing.
  12. Hsiung, C.W. & Røseth, T. (2019). The Arctic Dimension in Sino-Russian Relations. In J. Bekkevold & B. Lo (Eds.) Sino-Russian Relations in the 21st Century. Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978–3–319–92516–5_8
  13. Hsiung, W.C. (2016). China and Arctic energy: drivers and limitations. The Polar Journal. No. 6 (2). Pp. 243–258.
  14. Ivanov, I. S. (ed.). (2018). Russian – Chinese Dialogue: The 2018 Model. [RIAC report 39] Russian International Affairs Council. Available at: https://russiancouncil.ru/en/activity/publications/russian-chinese-dialogue-the-2018-model/
  15. Jia, Fanqi. & Bennett, Mia M. (2018). Chinese infrastructure diplomacy in Russia: the geopolitics of project type, location, and scale. Eurasian Geography and Economics. No. 59 (3–4). Pp. 340–377. DOI: 10.1080 / 15387216.2019.1571371
  16. Jones, L. & Zou, Y. (2017). Rethinking the Role of State-Owned Enterprises in China’s Rise. New Political Economy. No. 22 (6). Pp. 743–760. DOI: 10.1080 / 13563467.2017.1321625
  17. Koivurova, T. and Kopra, S. (2020). Chinese Policy and Presence in the Arctic. Brill Nijhoff.
  18. Luzyanin, S.G. & Huasheng, Zh. et al. (2020). Russia – China Dialogue: The 2020 Model. [RIAC Report 58] Russian International Affairs Council. Available at: https://russiancouncil.ru/en/activity/publications/russia-china-dialogue-the-2020-model