Том 50 № 12 (2020)
Тема номера: ARCTIC-RUSSIA.RU («ЦЕНА» ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ)

Экономика Арктики: чего не хватает? Пример Северного морского пути

Арильд Му
Институт Фритьофа Нансена, г. Лисакер,
Bio

Опубликован 02.12.2020

Ключевые слова

  • Северный морской путь,
  • «Росатом»,
  • «Лидер»,
  • «Новатэк»,
  • СПГ,
  • затраты,
  • Арктика,
  • инвестиции,
  • ледоколы
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Му А. Экономика Арктики: чего не хватает? Пример Северного морского пути. ECO [Интернет]. 2 декабрь 2020 г. [цитируется по 19 апрель 2024 г.];50(12):62-83. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4162

Аннотация

После завершения проекта сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале в последние годы движение по Северному морскому пути быстро увеличивалось. Развитие производства сжиженного природного газа ожидается и в последующие несколько лет. СПГ планируется направлять круглогодично в восточном направлении по Северному морскому пути (СМП) непосредственно в Азию. В настоящее время некоторые отрезки СМП практически недоступны для навигации несколько месяцев в год. Для того чтобы использовать весь морской путь и в самые холодные месяцы, необходимо присутствие там серии новых ледоколов. В настоящее время осуществляется программа их производства. Однако до сих пор не было публиковано внятного анализа затрат-выгод от круглогодичной эксплуатации морского пути. Цель статьи – провести анализ различных оценок затрат, появившихся в открытых источниках, а также представить расчет объемов перевозок и тарифов, необходимых для покрытия операционных и капитальных затрат на новый ледокольный флот.

Библиографические ссылки

  1. Арктический класс. Утвержден план развития Северного морского пути до 2035 года //Российская газета. 2020. 28 января. URL: https://rg.ru/2020/01/28/reg-szfo/utverzhden-plan-razvitiia-severnogo-morskogo-puti-do-2035-goda.html
  2. Банки выстроились за «Лидером»// Коммерсантъ. 2018. 26 сент. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3752340
  3. Безруков Л. А. Транспортно-экономические проблемы Красноярской Арктики // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 5.
  4. Деньги плывут в руки //Российская газета. 2016. 21 августа. URL: https://rg.ru/2016/08/21/severnyj-morskoj-put-budet-prinosit-rossii-75-mlrd-rublej-v-god.html
  5. Иноземцев В.: Абсурдные инвестиции: почему Северный морской путь может не пригодиться// РБК. 2015. 17 августа.
  6. Лукин Ю. Ф. Северный морской путь: возможности и угрозы. Новые горизонты глобального мира: сборник научных трудов. Балт. гос. техн. ун-т. СПб., 2015. 346 с.
  7. План «Росатома» сочли слишком ледокольным // Koммeрсaнтъ. 2019. 26 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4041403
  8. «Росатом» намерен строить ледоколы «Лидер» по концессии// Ведомости. 2019. 22 августа. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/08/22/809344-rostatom-stroit-ledokoli
  9. Севморпути просят оставить немного НДС // Коммерсантъ. 2016. 2 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3002168
  10. Строительство СПГ-терминала «Новатэка» на Камчатке начнется через год // Ведомости. 2019. 19 марта. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/03/19/796814-spg-terminala-novateka
  11. Kossova T., Sheluntkova M. Appraising project indicators in the state sector of Russia: selecting a discount rate // International Journal of Project Management. 2016. Vol. 34. Iss. 3. April. Pр. 403–411. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0263786315001891?via%3Dihub
  12. Moe, A., Brigham, L. (2016). Organization and Management Challenges of Russia’s Icebreaker Fleet. Geographical Review. Vol. 107. No. 1. Рp. 48–68 DOI: 10.1111/j.1931–0846.2016.12209.x