Том 55 № 4 (2025)
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Механизмы планирования и реализации транспортных стратегий на уровне муниципальных образований

А.Ф. Пасынков
Институт экономики УрО РАН
В.Е. Упоров
Институт экономики УрО РАН

Опубликован 24.07.2025

Ключевые слова

  • Свердловская область; транспортное планирование; муниципальные образования; транспортная инфраструктура; метрополитен; кольцевая автодорога; сухой порт

Как цитировать

1.
Пасынков А, Упоров В. Механизмы планирования и реализации транспортных стратегий на уровне муниципальных образований. ECO [Интернет]. 24 июль 2025 г. [цитируется по 27 июль 2025 г.];55(4):167-82. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4887

Аннотация

Транспорт и его инфраструктура выполняют важные задачи в жизни любого муниципального образования и напрямую влияют на его развитие. В работе рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к транспортному планированию на уровне муниципальных образований. Изучены административное регулирование стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в РФ, роль и место транспортного блока в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований. Проанализированы транспортные объекты в городах Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский как наиболее яркие примеры реализованных и нереализованных проектов, включенных в перспективные планы социально-экономического развития территорий. Показаны сложившиеся механизмы реализации транспортных стратегий, их взаимосвязи со стратегическими документами муниципальных образований и рассмотрены основные варианты повышения эффективности планирования и реализации.

Библиографические ссылки

  1. Бардаль А Б. Транспортный комплекс: опыт регионального стратегического планирования // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 3(76). С. 20–27.
  2. Бочко В.С., Захарчук Е.А. Индивидуализация стратегий развития городов (на примере Екатеринбурга и Бирмингема) // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 2. С. 391–405. DOI: 10.17059/2020–2–5
  3. Брязгина Е.О., Казьмин Д.М. Планирование инвестиций федерального бюджета в транспортную инфраструктуру // Транспорт Российской Федерации. 2019. № 5(84). С. 3–7.
  4. Гатиятуллин М.Х., Дегтярев А.А. Основы транспортного планирования // Техника и технология транспорта. 2019. № 4(15). С. 10.
  5. Донченко В.В. Доступность и методы её оценки в процессах планирования городских транспортных систем // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2023. № 1(35). С. 19.
  6. Каменков А.Л. Улучшение оценки рисков внедрения цифровизации на железной дороге с помощью методов SWOT и FWEA-анализа // Ученые записки Международного банковского института. 2020. № 4(34). С. 52–63.
  7. Концептуальные основы формирования и реализации проекта «Урал промышленный-Урал Полярный» / Под общ. ред. А.И. Татаркина. М.: Экономика, 2007. 361 с.
  8. Лаврикова Ю.Г., Петров М.Б., Кожов К.Б. Сухой порт Северного морского пути в концепции формирования Урало-Арктического сектора России // Экономика региона. 2024. № 20(2). С. 574–590. DOI: 10.17059/ekon.reg.2024–2–15
  9. Омаров А.З., Абдулаев М.Н., Шапиева Х.М. Совершенствование методов транспортного планирования при оценке социально-экономических эффектов развития инфраструктурных проектов дорожного хозяйства // Транспортное дело России. 2021. № 4. С. 103–105. DOI: 10.52375/20728689_2021_4_103
  10. Палкина Е.С., Пономаренко О.А. Формирование системы управления изменениями в железнодорожной пассажирской организации // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 3(37). С. 142–156.
  11. Раков Д.А., Круглова И.А. Инструменты стратегического планирования развития Транспортной Отрасли в аспекте цифровизации экономики // Ученые записки Международного банковского института. 2023. № 2(44). С. 91–106.
  12. Трифонова П.С. Основные стратегические документы субъектов российской федерации: анализ, актуализация, индивидуализация // Вестник университета. 2021. № 6. С. 31–43. DOI: 10.26425/1816–4277–2021–6–31–43
  13. Bertolini, L. (2017). Planning the Mobile Metropolis: Transport for People, Places and the Planet. Bloomsbury Publishing. 224 p.
  14. Cervero, R. (2001). Efficient urbanisation: Economic performance and the shape of the metropolis. Urban Studies. Vol. 38(10). Pp. 1651–1671. https://doi.org/10.1080/00420980120084804
  15. Jin, J., Jin, E. (2015). The Effects of Changes in Subway System and Job Accessibility on Changes in Employment Density of Employment Centers in Seoul. Journal of Korea Planning Association. Vol. 50. No. 7. Pp. 111–130. https://doi.org/10.17208/jkpa.2015.11.50.7.111
  16. John, K. Stanley (2014). Land use/transport integration: Starting at the right place. Research in Transportation Economics. Vol. 48. Pp. 381–388. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2014.09.067
  17. John, K. Stanley (2023). Opportunity equity in strategic urban land use transport planning: Directions in London and Vancouver. Transport Policy. Vol. 136. Pp. 137–146. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2023.03.019
  18. Jones, P., Lucas, K. (2012). The social consequences of transport decision-making: clarifying concepts, synthesising knowledge and assessing implications. Journal of Transport Geography. Vol. 21. Pp. 4–16. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.01.012
  19. LeClair, K., Tiznado-Aitken, I., Klumpenhouwer, W., Farber, S. (2023). A web-based tool to incorporate social equity in infrastructure planning and delivery. Case Studies on Transport Policy. Vol. 13. P. 101068. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2023.101068
  20. Lee, J. (2018). Spatial ethics as an evaluation tool for the long-term impacts of mega urban projects: An application of spatial ethics multi-criteria assessment to Canning Town regeneration projects. International Journal of Sustainable Development and Planning. Vol. 13(4). Pp. 541–555. DOI: 10.2495/SDP-V13-N4–541–555
  21. Lee, J., Arts, J., Vanclay, F. (2021). Stakeholder views about Land Use and Transport Integration in a rapidly-growing megacity: Social outcomes and integrated planning issues in Seoul. Sustainable Cities and Society. Vol. 67. https://doi.org/10.1016/j.scs.2021.102759
  22. Randolph, B. (2006). Delivering the compact city in Australia: Current trends and future implications. Urban Policy and Research. Vol. 24(4). Pp. 473–490. https://doi.org/10.1080/08111140601035259