Том 54 № 4 (2024)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ, ПРОМЫШЛЕННАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Что способствует госзакупкам у малых и средних предприятий?

Е.В. Шадрина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Bio
Д.В. Кашин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Bio

Опубликован 12.08.2024

Ключевые слова

  • стратегические приоритеты государственной политики; поддержка малых и средних предприятий; закупки у МСП; принятие решений государственными заказчиками; стимулы

Как цитировать

1.
Шадрина Е, Кашин Д. Что способствует госзакупкам у малых и средних предприятий?. ECO [Интернет]. 12 август 2024 г. [цитируется по 16 август 2024 г.];54(4):110-27. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4762

Аннотация

В статье анализируются стимулы и барьеры, возникающие при проведении государственных закупок у малых и средних предприятий. Основываясь на результатах масштабного онлайн-опроса 1 395 заказчиков, проведенного в 2021 г., мы выяснили, что самым мощным стимулом к проведению закупок у малого бизнеса являются опасения заказчиков нарушить закон, не выполнив обязательный норматив таких закупок. Факторы, связанные с желанием поддержать малый бизнес и выполнять стратегические государственные задачи, также способствуют размещению у МСП большей доли заказа. Результаты исследования показывают, что помимо регулирования государственных закупок, есть и другие способы достичь стратегических целей.

Библиографические ссылки

  1. Авдашева С.Б., Яковлев А.А., Головщинский К.И. и др. Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
  2. Бальсевич А.А., Подколзина Е.А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 18. № 4. С. 563–585.
  3. Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки. 2018. № 5.
  4. Кашин Д.В. Закупки у малого и среднего бизнеса: что влияет на решения заказчиков? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2021. Т. 20. № 3. С. 410–431.
  5. Кашин Д.В., Шадрина Е.В. Эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 1. С. 94–114.
  6. Левченко К.А., Епанчинцев В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. Т. 1 № 12.
  7. Шадрина Е.В., Виноградов Д.В., Кашин Д.В. Отражение экологических приоритетов государства в закупочной деятельности государственных организаций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. С. 34–60.
  8. Яковлев А.А., Балаева О.Н., Родионова Ю.Д., Ткаченко А.В. Проблемы и эффективность госзакупок глазами их участников // ЭКО. 2020. № 11. С. 83–103. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-11-83-103
  9. Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Балаева О.Н., Родионова Ю.Д. Российская система госзакупок: закон меняется, проблемы остаются // ЭКО. 2018. № 9. С. 17–38. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-9-17-38
  10. Armstrong, J.S., Overton, T.S. (1977). Estimating nonresponse bias in mail surveys. Journal of Marketing Research. No. 14. Pp. 396–402.
  11. Clemens, B. (2006), Economic incentives and small firms: Does it pay to be green? Journal of Business Research. No. 59. Pp. 492–500.
  12. Doroshenko, M., Miles, I., Vinogradov, D. (2014). Knowledge intensive business services: the Russian experience. Foresight and STI Governance. No. 8. Pp. 24–38.
  13. Fousteris, A.E., Didaskalou, E.A., Tsogas, M.-M.H., Georgakellos, D.A. (2018). The environmental strategy of businesses as an option under recession in Greece. Sustainability. No.10. 4399.
  14. Hair, J.F., Gabriel, M., Patel, V. (2014). AMOS covariance-based structural equation modeling (CB-SEM): guidelines on its application as a marketing research tool. Brazilian Journal of Marketing. No. 13. Pp. 44–55.
  15. Li, Y. (2014). Environmental innovation practices and performance: moderating effect of resource commitment. Journal of Cleaner Production. No. 66. Pp. 450–458.
  16. Liu, J., Xue, J., Yang, L. & Shi, B. (2019). Enhancing green public procurement practices in local governments: Chinese evidence based on a new research framework. Journal of Cleaner Production. No. 211. Pp. 842–854.
  17. Mironov, M., Zhuravskaya, E. (2016). Corruption in procurement and the political cycle in tunneling: Evidence from financial transactions data. American Economic Journal: Economic Policy. Vol. 8. No. 2. Pp. 287–321.
  18. Shadrina, E.V., Vinogradov, D., Kashin, D.V. (2022). Implicit incentives in green public procurement: Good intentions versus rigid regulations. Ecological Economics. Vol. 198. Article 107458.
  19. Skordoulis, M., Ntanos, S., Kyriakopoulos, G.L., Arabatzis, G., Galatsidas, S., & Chalikias M. (2020). Environmental innovation, open innovation dynamics and competitive advantage of medium and large-sized firms. Journal Open Innovation. No. 6. 195 p.
  20. Vinogradov, D., Shadrina, E., Doroshenko, M. (2018). KIBS for public needs. Economia e Politica Industriale. No. 45. Pp. 443–473.
  21. Vinogradov, D., Shadrina, E. (2013). Non-monetary incentives in online experiments. Economics Letters. No. 119. Pp. 306–310.