Том 49 № 1 (2019)
МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Параллельный импорт в России: области защиты, риска, потенциала

Т. Радченко
Аналитический центр при Правительстве РФ, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХ и ГС при Президенте РФ
Bio
А. Волков
Управление по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве РФ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
К. Банникова (Сухорукова)
Управление по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра при Правительстве РФ, Институт анализа предприятий и рынков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Опубликован 08.01.2019

Ключевые слова

  • международный принцип исчерпания прав,
  • инвестиции,
  • локализация,
  • товарные знаки,
  • брендированная продукция

Как цитировать

1.
Радченко Т, Волков А, Банникова (Сухорукова) К. Параллельный импорт в России: области защиты, риска, потенциала. ECO [Интернет]. 8 январь 2019 г. [цитируется по 29 март 2024 г.];49(1):153-67. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1755

Аннотация

В 2014 г. Федеральная антимонопольная служба РФ предложила ввести международный принцип исчерпания прав на товарные знаки в России (легализовать параллельный импорт брендированной продукции) поэтапно для отдельных групп товаров. При этом критерии выбора товарных групп для первоочередного изменения режима импорта не были сформулированы. Авторы статьи попытались с учетом существующего опыта оценки эффектов параллельного импорта сформулировать критерии отбора товарных категорий для легализации параллельного импорта в первую очередь. Товарные группы выделялись на основе анализа состава «защищенных» товарных знаков (внесенных в ТРОИС), внешнеторговых потоков брендированной продукции и объемов инвестиций правообладателей в России.

Библиографические ссылки

  1. ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований “ГфК-Русь”». Исследование финансово-экономических последствий либерализации параллельного импорта в России. 2013 / International institute of marketing and social research GfK-Rus Ltd. (2013). Issledovanie finansovo-ekonomicheskih posledstviy liberalizatsii parallelnogo importa v Rossii [Research on the financial and economic consequences of parallel import liberalization in Russia]. (In Russ.).
  2. Радченко Т. А., Сухорукова К. А., Левицкий Р. Ю. Ценовые эффекты легализации параллельного импорта // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. 2014. Т. 6. № 3. С. 7–24 / Radchenko T. A., Sukhorukova K. A., Levitsky R. Y. (2014). Tsenovyie effektyi legalizatsii parallelnogo importa [Price effects of the legalization of parallel imports]. Nauchnye Issledovaniya Ekonomicheskogo Fakulteta. Elektronnyj Zhurnal Ekonomicheskogo Fakulteta MGU imeni M. V. Lomonosova, 6, 3, pp. 7–24. (In Russ.).
  3. Burgess M., Evans L. (2005). Parallel importation and service quality: An empirical investigation of competition between DVDs and cinemas in New Zealand. Journal of Competition Law and Economics, 1, 4. Рp. 747–770. Doi: 10.1093/joclec/nhi022
  4. Dubois P., Saethre M. (2018). On the effect of parallel trade on manufacturers’ and retailers’ profits in the pharmaceutical sector. CEPR Discussion Paper, № DP12649.
  5. Duso T., Herr A., Suppliet M. (2014). The welfare impact of parallel imports: A structural approach applied to the German market for oral anti-diabetics. DIW Berlin Discussion Paper, № 1373.
  6. Ganslandt M., Maskus K. E. (2004). Parallel imports and the pricing of pharmaceutical products: Evidence from the European Union. Journal of Health Economics, 23, 5. Рp. 1035–1057. Doi: 10.1016/j.jhealeco.2004.03.005
  7. Hwang H., Peng C. H., Shiha P. C. (2014). Parallel imports, product innovation and market structures. International Review of Economics and Finance, 34. Рp. 237–245.
  8. Iravani F., Dasu S., Ahmadi R. (2016). Beyond price mechanisms: How much can service help manage the competition from gray markets? European Journal of Operational Research, 252, 3. Рp. 789–800.
  9. Kanavos P., Costa-Font J. (2005). Pharmaceutical parallel trade in Europe: Stakeholder and competition effects. Economic Policy, 20, 44. Рp. 751–798. Doi: 10.1111/j.1468–0327.2005.00150.x
  10. Kanavos P., Costa-i-Font J., Merkur S., Gemmill M. (2004). The economic impact of pharmaceutical parallel trade in European Union Member States: A stakeholder analysis. LSE Health and Social Care, London School of Economics and Political Science, Special Research Paper.
  11. Kanavos P., Vandoros S. (2010). Competition in prescription drug markets: Is parallel trade the answer? Managerial and Decision Economics, 31, 5. Рp. 325–338. Doi: 10.1002/mde.1486
  12. Li C. (2006). Competition, parallel imports and cost-reducing innovation. Scottish Journal of Political Economy, 53, 3. Рp. 377–397. Doi: 10.1111/j.1467–9485.2006.00385.x
  13. Li C., Robles J. (2007). Product innovation and parallel trade. International Journal of Industrial Organization, 25, 2. Рp. 417–429.
  14. Mantovani A., Naghavi A. (2012). Parallel imports and innovation in an emerging economy: The case of Indian pharmaceuticals. Health Economics, 21, 11. Рp. 1286–1299. Doi: 10.1002/hec.1790
  15. Maskus K. E., Chen Y. (2004). Vertical price control and parallel imports: Theory and evidence. Review of International Economics, 12, 4. Рp. 551–570. Doi: 10.1111/j.1467–9396.2004.00467.x
  16. Rozek R. P., Rapp R. T. (1992). Parallel trade in pharmaceuticals: The impact on welfare and innovation. Journal of Economic Integration, 7, 2. Рp. 181–203.
  17. Swedish Competition Authority (2003). High prices in Sweden – a result of poor competition? Swedish Competition Authority Report.
  18. Thompson S. (2009). Grey power: An empirical investigation of the impact of parallel imports on market prices. Journal of Industry, Competition and Trade, 9, 3. Рp. 219–232. Doi: 10.1007/s10842–008–0034–1.
  19.