Том 48 № 8 (2018)
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МАСШТАБЫ ЭКСПОРТА СИБИРСКИХ УГЛЕЙ

Е. Шерин
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН
Bio

Опубликован 14.09.2018

Ключевые слова

  • УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ,
  • ТРАНСПОРТИРОВКА УГЛЕЙ,
  • УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ,
  • ЭКСПОРТ,
  • СИБИРЬ

Как цитировать

1.
Шерин Е. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МАСШТАБЫ ЭКСПОРТА СИБИРСКИХ УГЛЕЙ. ECO [Интернет]. 14 сентябрь 2018 г. [цитируется по 18 апрель 2024 г.];48(8):148-60. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1649

Аннотация

В работе проанализированы масштабы экспорта сибирских углей и указаны их страны-импортёры по западному и восточному направлениям. Изложена история вывоза сибирских углей за пределы Сибири. Рассмотрены существующие и потенциальные направления экспорта угля разных бассейнов и месторождений Сибири. Определены объёмы экспорта углей каждого месторождения Сибири по направлениям вывоза. Проанализировано развитие российской транспортной инфраструктуры, используемой для перевозки угля. Исследованы проблемы и сдерживающие факторы экспорта сибирских углей, связанные, прежде всего, с железными дорогами и грузовыми портами, а также возможности их преодоления в виде реконструкции старых и строительства новых железнодорожных веток, альтернативного способа перевозки угольной продукции, увеличения глубины её переработки. Кратко представлены перспективы экспорта сибирских углей.

Библиографические ссылки






1.

Белоглазова В. Дальневосточные порты почти восстановили грузооборот после кризиса//Ведомости. 2017. 5 сент. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/09/05/732442-dalnevostochnie-porti-vosstanovili-gruzooborot (дата обращения: 21.06.2018).





2.

Геология месторождений угля и горючих сланцев СССР. Т. 8. М.: Недра, 1964. 798 с.




Контекст:
...Этот же факт не позволяет хранить уголь Канско-Ачинского бассейна в течение длительного срока [Геология месторождений, 1964]...





3.

Манарагов В. Уголь -на вывоз//Деловой Кузбасс. 2007. № 9 (66). С. 18-19.




Контекст:
...К тому же российские порты имеют более высокие сборы по сравнению с зарубежными коллегами - в среднем на 35% выше, чем в соседних портовых терминалах Японии, Китая, КНДР и Республики Корея [Манарагов, 2007]...





4.

Маркова В. М., Чурашёв В. Н. Путь угля//Эксперт Сибирь. 2013. № 22 (377). С. 10-17.




Контекст:
...Во-вторых, наличие высокой транспортной составляющей в конечной цене угля - до 60%, рост которой опережает рост цен на перевозимую продукцию [Маркова, Чурашёв, 2013; Плетнёв, 2016] 4 ......В этой ситуации главными мировыми конкурентами углей Сибири становятся угли Австралии, Индонезии, Колумбии и ЮАР, имеющие много меньшую транспортную составляющую в цене, а также получающие льготы на перевозку от государства [Маркова, Чурашёв, 2013]...





5.

Трубецкой К. Н., Моисеев В. А., Дегтярёв В. В., Кассихин Г. А., Мурко В. И. Проблемы внедрения водоугольного топлива в России//Промышленные ведомости. 2004. № 11-12 (88-89). С. 41-46.




Контекст:
...относительно пылевидного сжигания угля, доставленного железнодорожным транспортом, особенно на дальние расстояния, однако распространению такого транспорта в России мешают высокие начальные капиталовложения [Трубецкой и др., 2004]...





6.

Фридман Ю. А., Речко Г. Н., Логинова Е. Ю., Писаров Ю. А. Угольный бизнес в Кузбассе: стратегия качества//Ключевые аспекты научной деятельности -2014: мат. Межд. науч.-практ. конф. Т. 5: Экономические науки. Пшемысль: Nauka I studia, 2014. С. 3-6.




Контекст:
...Например, в условиях Кузбасса угольная игла в сочетании с экспортоориентированной моделью развития угольной отрасли является золотой жилой для инновационного развития региона [Фридман и др., 2014]...





7.

Чурашёв В. Н. Перспективы развития транспортировки угля сибирских месторождений//ЭКО. 2015. № 5. С. 82-98.




Контекст:
...Общий же объём финансирования развития железнодорожных магистралей в России составит 1,2 трлн руб. [Чурашёв, 2015]...





8.

Шерин Е. А. Историко-географические особенности формирования угольного комплекса Кузбасса//Вестник Томского гос. ун-та. История. 2016. № 2 (40). С. 56-62 DOI:10.17223/19988613/40/8




Контекст:
...История вывоза сибирских углей за пределы Сибири начинается в 1912 г., когда управляющий директор акционерного общества Копикуз (Кузнецкие каменноугольные копи) добился снижения тарифа на перевозку кузнецких углей в Европейскую Россию, вследствие чего угли пошли на Урал [Шерин, 2016]...





9.

Шерин Е. А. Модернизация промышленного комплекса с позиции концепции цикла производств (на примере использования кузнецких углей)//География и природные ресурсы. 2017а. № 3. С. 147-154. ) DOI:10.21782/GIPR0206-1619-2017-3(147-154




Контекст:
...URL: https://1prime.ru/Interview/20170329/827303215-print.html (дата обращения: 21.06.2018). 154 ШЕРИН Е.А. погранпереходы с Казахстаном, Украиной, Беларусью и Финляндией [Шерин, 2017b]......Альтернативным способом перевозки углей может стать их переработка в водоугольное топливо с последующей транспортировкой по углепроводам, что успешно используется за рубежом [Шерин, 2017а]......Глубокая переработка углей на месте добычи с целью повышения экономической эффективности и диверсификации продукции может быть успешно внедрена в Кузбассе, возможности чего показаны в наших работах [Шерин, 2017а]...





10.

Шерин Е. А. Направления поставок и зоны потребления кузнецких углей: экономико-географический анализ//Географический вестник. 2017b. № 3. С. 17-23 DOI:10.17072/2079-7877-2017-3-17-23




Контекст:
...URL: https://1prime.ru/Interview/20170329/827303215-print.html (дата обращения: 21.06.2018). 154 ШЕРИН Е.А. погранпереходы с Казахстаном, Украиной, Беларусью и Финляндией [Шерин, 2017b]......Альтернативным способом перевозки углей может стать их переработка в водоугольное топливо с последующей транспортировкой по углепроводам, что успешно используется за рубежом [Шерин, 2017а]......Глубокая переработка углей на месте добычи с целью повышения экономической эффективности и диверсификации продукции может быть успешно внедрена в Кузбассе, возможности чего показаны в наших работах [Шерин, 2017а]...









11. Щербанин Ю. А. Некоторые проблемы развития железнодорожной инфраструктуры в России//Проблемы прогнозирования. 2012. № 1. С. 49-62. Контекст: ...Во-первых, это наличие узких мест и лимитирующих участков в пропускной способности практически всех железнодорожных линий Азиатской России (за исключением Кузбасской магистрали и нескольких других участков), неразвитость которых ограничивает растущий внешний спрос на сибирские угли [Щербанин, 2012]...