ТРАНСГРАНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
K-pop-культура как инструмент «мягкой силы»: практики вовлечения российской молодежи
Опубликован 06.10.2025
Ключевые слова
- молодежь; волна Халлю; поп-культура; глокализация; практики потребления и вовлечения; мягкая сила; фанаты; Южная Корея
Как цитировать
1.
Фадеева О, Мусалимова К. K-pop-культура как инструмент «мягкой силы»: практики вовлечения российской молодежи. ECO [Интернет]. 6 октябрь 2025 г. [цитируется по 8 октябрь 2025 г.];55(5):277-98. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4911
Аннотация
В современном мире существует немало культурных направлений, которые вызывают интерес у представителей разных групп и поколений не только в своей стране, но и за рубежом. Одно из них – K-pop-культура, представляющая собой комбинацию корейских этнических традиций и музыкальных стандартов западных исполнителей. Ее своеобразный стиль получил признание молодежи во многих странах мира. В статье на основе материалов полуформализованного интервью с жителями г. Новосибирска в возрасте 18–29 лет исследуются мотивы и практики вовлечения российской молодежи в мир южнокорейской поп-музыки и другие культурные процессы, роль «цифровых» фанатских сообществ в популяризации и продвижении этого феномена, инструменты формирования лояльности любителей K-pop к товарам и услугам Республики Корея. Представлен социальный механизм использования K-pop в качестве инструмента «мягкой силы» для удержания позитивной культурной коммуникации между представителями российского и южнокорейского обществ.Библиографические ссылки
- Аигина Е.В., Новикова Е.Ю. Халлю-туризм («Корейская волна») как новое направление развития туризма в Республике Корея // Вестник Российской международной академии туризма. 2017. № 1. С. 140–145.
- Белас Л., Беласова Л. Мультикультурализм в глобализирующемся мире // Вестник Вятского государственного университета. 2014. № 7. С. 6–10.
- Белая Е.К., Кашина М.А. К-поп, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS) // Управленческое консультирование. 2022. № 11. С. 67–85. https://doi.org/10.22394/1726–1139–2022–11–67–85.
- Бураев Д.И., Гармаханов М.Ц. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 8. С. 115–119.
- Важинский Н.П. К вопросу об определении термина «культура» // Аналитика культурологии. 2010. № 16. С. 13–21.
- Замалиева А.М. K-pop: корейская культура захватывает мир? // Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 1. С. 120–122.
- Кадосина А.В., Филиппова Я.Д. Корейская волна в контексте развития экономики Южной Кореи // Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. № 1. С. 128–134.
- Камилев Т., Файзулаева М. Шоу-бизнес в современном мире // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2. C. 105–109.
- Лётина Н.Н., Логинова И.В. Idol как феномен современной корейской культуры // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 3. С. 85–89.
- Най, Джозеф С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / Пер. с англ. В.И. Супруна. Новосибирск, М.: Фонд социо-прогност. исслед. «Тренды», 2006. 221 с. ISBN5–902688–05–1.
- Рыбальская В.В. Халлю: интеграция южнокорейской культуры в мировой рынок // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. № 2. С. 16–24.
- Сергеева Д.А., Орлова Е.А. Музыкальная интеграция: положение поп-культуры Южной Кореи на российском рынке в 2023 году // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. № 2. С. 93–101.
- Ситалиева К.А. Влияние «Корейской волны» на экономику Южной Кореи // Казанский вестник молодых ученых. 2020. Т. 4. № 2. С. 124–129.
- Степанова В.С., Панченко О.Л. Корейская поп-культура в России: основные направления развития // Казанский вестник молодых учёных. 2019. Т. 3. № 3. С. 61–68.
- Степанова Л.Л. Влияние «корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи // Казанский вестник молодых ученых. 2020. Т. 4. № 2. С. 60–64.
- Стычинский М.С. От мультикультурализма к культурной глокализации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 5. С. 9–13.
- Федоренко К.С. Предпосылки феномена корейской волны (конец 1950-х – начало 1970-х годов) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. № 8. С. 20–26.
- Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 59–71.
- Erguvan, M. (2021). Increasing Visibility of the Turkish Fans of South Korean Popular Culture through Translation. Journal of Translation Studies. No. 30. 61–86. DOI: 10.37599/ceviri.904565
- Nye, J. (1990). Bound to Lead: The Changing Nature of American Power, New York: Basic Books.
- Otmazgin, N., Lyan, I. (2014) Hallyu across the Desert: K-pop Fandom in Israel and Palestine. Cross-Currents: East Asian History and Culture Review, Vol. 3. No. 1. Pp. 32–55.
- Proctor, J. (2021). Labour of Love: Fan Labour, BTS, and South Korean Soft Power. Asia Marketing Journal. Vol. 22: Iss. 4, Article 5.
- Robertson, R. (1992). Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage.
- Walsh, J. (2014). Hallyu as a Government Construct: The Korean Wave in the Context of Economic and Social Development. In: Kuwahara, Y. (eds) The Korean Wave. Palgrave Macmillan, New York. Pp. 13–31.