Том 55 № 5 (2025)
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Динамика социально-экономических показателей научно-образовательного сектора регионов Приволжского федерального округа

М.Р. Сафиуллин
Казанский (Приволжский) федеральный университет
А.А. Гатауллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
А.А. Зяббарова
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Опубликован 06.10.2025

Ключевые слова

  • тренды; высшее образование; наука; социально-экономические показатели; кластеризация регионов; научно-техническое развитие

Как цитировать

1.
Сафиуллин М, Гатауллина А, Зяббарова А. Динамика социально-экономических показателей научно-образовательного сектора регионов Приволжского федерального округа. ECO [Интернет]. 6 октябрь 2025 г. [цитируется по 8 октябрь 2025 г.];55(5):170-89. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4904

Аннотация

Цель исследования – выявить тенденции развития научно-образовательного сектора в регионах Приволжского федерального округа в 2018–2022 гг. и сгруппировать регионы в зависимости от идентифицируемой динамики. В целом в округе количество вузов сокращается, как и количество студентов (исключение – Нижегородская, Самарская области и Республика Чувашия), в основном за счет закрытия филиалов. Точную динамику численности профессорско-преподавательского состава оценить сложнее из-за специфики системы подсчета штатных единиц в вузах. Публикационная активность по регионам разнонаправленная (отмечается как рост, так и снижение). На основании выявленных трендов определены пять кластеров: «растущие», «перспективные для студентов», «производительные», «эффективные» и «убывающие» регионы.

Библиографические ссылки

  1. Анисива В.Ю., Гаффарлы Э.П. Анализ финансирования и роли научно-образовательных центров мирового уровня в РФ // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12. № 2. С. 7–18. DOI: https://doi.org/10.18287/2542–0461–2021–12–2–7–18
  2. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. О подходе к формированию системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов // Научные исследования и разработки. Экономика. 2023. Т. 11. № 5. С. 21–26. DOI: https://doi.org/10.12737/2587–9111–2023–11–5–21–26
  3. Ваганова А.С. Анализ направлений влияния университета на экономическое развитие региона // Таврический научный обозреватель. 2015. № 5. С. 42–44.
  4. Дозорцев О.Е., Смирнов В.М., Данилина М.В. Анализ зарубежного опыта оплаты труда научных работников // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 6137–6154. DOI: https://doi.org/10.18334/epp.13.12.120234
  5. Зайцева Е.В. Научно-образовательная сфера как объект государственного регулирования // Вестник университета. 2013. № 13. С. 84–87.
  6. Каменских М.А. Оценка экономического влияния университета в системе региона // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 361–363.
  7. Курбатова М.В., Каган С.Е., Вшивкова А.А. Региональное развитие: проблемы формирования и реализации научно-технического потенциала // ТЕRRА ECONOMICUS. 2018. С. 101–117.
  8. Лазуткин В.К. Управление трудовой мотивацией научного персонала // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 2(20). С. 229–237. DOI: https://doi.org/10.21603/2500–3372–2021–6–2–229–237
  9. Мамедов А.А. Государственное регулирование в сфере высшего образования // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2011. № 2. С. 29–39.
  10. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 3. С. 479–487.
  11. Плетнев Д.А., Басырова Д.М. Влияние университетской науки на развитие регионов России // Социум и власть. 2021. № 1(87). С. 41–59. DOI: https://doi.org/10.22394/1996–0522–2021–1–41–59
  12. Сафиуллин М.Р., Шугаепова А.А., Иванова А.Р., Гудяева Л.А. Влияние структуры подготовки кадров на социально-экономическую динамику региона // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. № 6. С. 245–259.
  13. Сафиуллин М.Р., Гатауллина А.А., Зяббарова А.А. Поддержка науки как фактор репутационного развития стран (на примере России и ряда зарубежных регионов) // Российский экономический журнал. 2024. № 3. С. 18–34. DOI: https://doi.org/10.52210/0130–9757_2024_3_18
  14. Силина Д.О. Оценка влияния социально-экономических факторов на динамику показателей, характеризующих состояние сферы образования региона // Студенческая наука и XXI век. Т. 17. № 2–1 (20). 2020. С. 136–138.
  15. Соколова Е.В., Бегичева С.В. Оценка эффективности научной деятельности преподавателей вузов с применением кластерного анализа // Фундаментальные исследования. 2022. № 10–1. С. 105–110. DOI: https://doi.org/10.17513/fr.43351
  16. Суханова А.А., Кочубей Е.И. Государственное регулирование в сфере образования // MODERN SCIENCE. 2019. № 6–1. С. 64–67.
  17. Третьякова Е.А., Алферова Т.В., Шилова Е.В. Роль научно-образовательного центра в обеспечении социально-экономического развития региона // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1(88). С. 37–52.
  18. Шукшина Т.И., Замкин П.В. Развитие научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 54–62.
  19. Шильникова Е.А., Рослякова О.В. Подготовка научно-педагогических кадров в современных условиях // Актуальные вопросы образования. 2023. № 1. С. 111–118.
  20. Шаймарданова Э.Х., Рябова С.В., Юмагужина Р.Р., Батталова З.Д., Гареева С.А. Оценка показателей эффективности деятельности научных школ в педагогическом университете // Science for education today. 2023. Т. 13. № 5. С. 141–156. DOI: https://doi.org/10.15293/2658–6762.2305.07
  21. Chen, S.P., Chang, C.W. (2021). Measuring the efficiency of university departments: an empirical study using data envelopment analysis and cluster analysis. Scientometrics. Vol. 126. Рр. 5263–5284.
  22. Salas-Velasco, M. (2020). Measuring and explaining the production efficiency of Spanish universities using a non-parametric approach and a bootstrapped-truncated regression. Scientometrics. Vol. 122. Рр. 825–846.