Том 55 № 5 (2025)
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Профессиональные предпочтения сельских школьников Кемеровской области – Кузбасса как индикатор формирования человеческого капитала аграрной сферы

Е.В. Матвеева
Кемеровский государственный институт культуры; Кузбасский государственный аграрный университет им. В.Н. Полецкова
А.Э. Шилова
Кузбасский государственный аграрный университет им. В.Н. Полецкова

Опубликован 06.10.2025

Ключевые слова

  • человеческий капитал АПК; система ценностей и предпочтений; выпускники старших классов; профессиональная идентичность; сельские территории; профориентационная работа

Как цитировать

1.
Матвеева Е, Шилова А. Профессиональные предпочтения сельских школьников Кемеровской области – Кузбасса как индикатор формирования человеческого капитала аграрной сферы. ECO [Интернет]. 6 октябрь 2025 г. [цитируется по 8 октябрь 2025 г.];55(5):117-30. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4901

Аннотация

В статье представлены результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов сельских территорий Кемеровской области – Кузбасса. Получены данные о предрасположенности выпускников мигрировать из региона и крайне незначительном количестве школьников, ориентированных на получение образования по аграрным специальностям и в целом, по специальностям, востребованным локальным рынком труда. Только каждый четвертый школьник сдает профильную математику, а количество выбравших такие предметы, как химия, биология, физика и информатика, составляет 30,7% в совокупности среди 11-х классов. При этом 80% выпускников отдают предпочтение получению профессионального образования на бюджетной основе. Для привлечения молодежи в аграрную сферу необходимо кардинально изменить подходы к развитию агробизнеса с учетом таких приоритетов, как достойная заработная плата и успешность в жизни.

Библиографические ссылки

  1. Бурмистрова Е.В., Зарипова Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы // Вестник Университета Российской академии образования. 2022. № 4. С. 114–133. DOI: 10.24412/2072–5833–2022–4–114–133
  2. Вылегжанина В.В. и др. Некоторые аспекты развития сельских территорий // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. № 4 (76).
  3. Гребенщиков И.А. Механизмы преодоления системного кризиса сельских территорий // АПК: регионы России. 2012. № 4. С. 72–76.
  4. Давыдова Ю.А. и др. Национальный проект «Образование» и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования // ЦИТИСЭ. 2020. № 3 (25). С. 228–242. DOI: 10.15350/2409–7616.2020.3.20
  5. Денисова И.П., Охотина Т.А. Решение проблемы дефицита кадров региональной системы АПК России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. № 4 (76).
  6. Жанбырбаева А.А. и др. Пути сокращения неравенства в образовании между сельским и городским населением (на примере Алматинской области) // Экономика: стратегия и практика. 2023. Т. 18. № 4. С. 170–185. DOI: 10.51176/1997–9967–2023–4–170–185
  7. Загазежева О.З. и др. Модели развития «умных деревень» и механизм их внедрения на территории КБР // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2023. № 6(116). С. 290–306. DOI 10.35330/1991–6639–2023–6–116–290–306.
  8. Инжижоков С.М., Самгуров А.Ш. Современная аграрная политика России: проблемы развития инфраструктуры // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2024. № 3 (166). С. 124–129.
  9. Косинский П.Д., Юрзина Т.А. Комплексное развитие сельских территорий угледобывающего региона: проблемы и решения // Фундаментальные исследования. 2024. № 3. С. 53–57. DOI: 10.17513/fr.43581
  10. Лукина А.К., Петерсон И.Р. Проблемы обеспечения образовательного равенства сельских и городских детей // Вестник ТГПУ. 2016. № 1 (166). С. 47–50.
  11. Лясникова Ю.В., Лясников Н.В. Роль образования в системе агропромышленного комплекса России как фактор его инновационного развития // Продовольственная политика и безопасность. 2024. Т. 11. № 1. С. 25–38. DOI: 10.18334/ppib.11.1.120666
  12. Матвеева Е.В. Профессиональная идентичность молодёжи как новая парадигма развития сельских территорий (на примере аграрного вуза Кузбасса) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29. № 3. С. 196–204. DOI: 10.2109/2227–9245–2023–29–3–196–204
  13. Намруева Л.В. Современная молодежь Калмыкии: отношение к сельскохозяйственному труду (по материалам исследования 2019 г.) // Logos et Praxis. 2020. Т. 19. № 2. С. 48–55. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.2.5
  14. Нечаева М.Л. Стратегические ресурсы устойчивого развития сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2024. № 1 (152). С. 103–113. DOI: 10.24412/2227–9407–2024–1–103–113.
  15. Ойдуп Т.М. Особенности социально-профессиональных ориентаций выпускников городских и сельских школ Южной Сибири // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2023. № 3. С. 152–173. DOI: 10.22162/2587–6503–2023–3–27–152–173
  16. Тихий В.И., Корева О.В. Проблемы устойчивости развития сельских территорий региона: эколого-социо-экономический анализ // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2017. Т. 23. № 1. С. 50–70.
  17. Шелковников С.А. и др. Городские школьники как ресурс формирования человеческого капитала АПК промышленного региона (на материалах Кемеровской области – Кузбасса) // АПК: Экономика, управление. 2024. № 3. С. 16–24. DOI: 10.33305/243–16
  18. Яркова Т.А. и др. Профессиональный выбор современных школьников как психолого-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2021. № 5 (217). С. 98–104. DOI: 10.23951/1609–624X-2021–5–98–104
  19. Beissenova, A.A. (2023). Educational values within worldview of Kazakhstani youth: socio-philosophical aspect. Bulletin of Karaganda University. Series “History. Philosophy”. No. 2(110). Pp. 301–307. DOI: 10.31489/2023hph2/301–307
  20. Du Plessis, A., Ahmed, L. (2020). Exploring the Anticipated Career Aspirations of Youth in a Rural Secondary School: A Visual Participatory Approach. Educational Research for Social Change. Vol. 9 No. 2. Pp. 47–64. DOI: 10.17159/2221–4070/2020/v9i2a4
  21. Fassakhova, G.R. et al. (2020). Staffing of agrarian economy: challenges and solutions. International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES2020). Vol. 27. Available at: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/pdf/2020/11/bioconf_fies-20_00146.pdf (accessed: 05.11.2023) DOI: 10.1051/bioconf/20202700146
  22. Liao, P.-A. et al. (2016). What are the determinants of rural-urban digital inequality among schoolchildren in Taiwan? Insights from Blinder-Oaxaca decomposition. Computers & Education. Vol. 95. Pp. 123–133. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.01.002