ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Центры высшего образования на российском Дальнем Востоке: маршруты миграции и определение зон влияния
Опубликован 24.07.2025
Ключевые слова
- Дальний Восток РФ; высшие учебные заведения; вузы; образовательная миграция; внутренняя миграция; миграция молодежи; пространственное развитие
Как цитировать
1.
Чернышев К. Центры высшего образования на российском Дальнем Востоке: маршруты миграции и определение зон влияния. ECO [Интернет]. 24 июль 2025 г. [цитируется по 27 июль 2025 г.];55(4):216-29. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4890
Аннотация
В статье рассматривается изменение сети вузовских центров на российском Дальнем Востоке, их роль в формировании миграционных потоков и организации образовательного пространства в макрорегионе. На основе данных Росстата выявлено отрицательное сальдо межрегиональной миграции 18-летних в большинстве субъектов РФ, относящихся к Дальневосточному федеральному округу. С помощью данных, представленных в профилях пользователей социальной сети «ВКонтакте», выявлены города, в которые направляются для получения высшего образования выходцы из муниципальных образований Дальнего Востока, и определены зоны влияния дальневосточных городов – центров высшей школы. Предложена типология вузовских центров. Обозначена связь образовательной миграции с обеспечением качества жизни на Дальнем Востоке.Библиографические ссылки
- Барановский И.Ю. Пространственная организация высшей школы Дальневосточного федерального округа. В кн.: География высшей школы регионов России. Под ред. А.П. Катровского и Т.И. Яськовой. Смоленск, 2020. С. 298–314.
- Блинова Т.Н., Федотов А.В. Высшее образование дальневосточного региона: соответствие потребностям развития и спросу // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22(6). С. 51–71. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.058
- Габдрахманов Н.К., Орлова В.В., Александрова Ю.К. Цифровой след в прогнозировании образовательной стратегии выпускников школ // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3.С. 6–13. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.023
- Гребенюк А.А., Субботин А.А. Исследование миграционных процессов в электронных социальных сетях // Цифровая социология. 2021. Т. 4. № 2. С. 23–31. DOI: 10.26425/2658–347X-2021–4–2–23–31
- Дождиков А.В., Корнилова Е.В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 67–83. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–3–67–83
- Драган М.М. Пространственная организация сети филиалов вузов в Дальневосточном федеральном округе // Региональные исследования. 2017. № 2 (56). С. 84–93.
- Замятина Н.Ю., Яшунский А.Д. Виртуальная география виртуального населения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 117–137. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.07
- Логинов Д.М., Семионова Е.А. Миграционные ориентации старших школьников при переходе к получению профессионального образования // ЭКО. 2023. № 4. С. 158–176. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2023–3–158–176
- Мкртчян Н.В. Миграция молодежи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1. С. 222–242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15
- Томских А.А. Образование, кадры и инновационное развитие ДФО: проблемный вопрос // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 5. С. 110–119. DOI: 10.21209/2227–9245–2022–28–5–110–119
- Чернышев К.А., Митягина Е.В., Петров Е.Ю. Выявление зон тяготения центров высшей школы по цифровым следам пользователей социальной сети // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 4. С. 75–86. DOI: 10.19181/population.2023.26.4.7
- Tjaden J. (2021). Measuring migration 2.0: a review of digital data sources. Comparative Migration Studies. Vol. 9 (1). No. 59. DOI: 10.1186/s40878–021–00273-x