Том 54 № 5 (2024)
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Бюджетные правила в системе приоритетов бюджетной политики России

Э.Ю. Аблаев
МГУ имени М.В. Ломоносова; Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования; Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Bio
Д.А. Сударев
МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт экономики, математики и информационных технологий РАНХИГС при Президенте РФ
Bio

Опубликован 07.10.2024

Ключевые слова

  • бюджетные правила; бюджетная политика; приоритеты бюджетной политики; бюджетная устойчивость; бюджетные стандарты; временная несогласованность

Как цитировать

1.
Аблаев Э, Сударев Д. Бюджетные правила в системе приоритетов бюджетной политики России. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];54(5):202-23. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4784

Аннотация

Применение бюджетных правил стало мейнстримом экономической политики, однако происходящие глобальные изменения ставят под сомнение универсальность данного механизма. На основании анализа стратегических документов в статье представлены изменения в позиционировании бюджетных правил в Российской Федерации. Авторы демонстрируют непоследовательность в их использовании, расхождение практики их применения с декларируемыми целями и рассматривают в качестве альтернативы им бюджетные стандарты – качественно сформулированные принципы реализации бюджетной политики. По мнению авторов, более простые для понимания и одновременно гибкие ограничения способны приобрести по-настоящему долгосрочный характер и обеспечить решение фундаментальной проблемы динамической согласованности бюджетной политики.

Библиографические ссылки

  1. Аблаев Э.Ю., Магжанов Т.Р. Бюджетные правила и контрциклическая бюджетная политика в России // Проблемы прогнозирования. 2024. № 3 (204). С. 30–42. DOI: https://doi.org/10.47711/0868–6351–204–30–42
  2. Алехин Б.И. Бюджетная устойчивость России. Что показал тест Бона // Финансовый журнал. 2019. № 5. С. 21–36. DOI: https://doi.org/10.31107/2075–1990–2019–5–21–36
  3. Горюнов Е.Л., Котликофф Л., Синельников-Мурылев С.Г. Бюджетный разрыв: оценка для России // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 5–25. DOI: https://doi.org/10.32609/0042–8736–2015–7–5–25
  4. Гурвич Е.Т. Формирование и использование стабилизационного фонда // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 31–52. DOI: https://doi.org/10.32609/0042–8736–2006–4–31–52
  5. Комарницкая А.Н., Соколов И.А. Институционализация бюджетных правил: мировой и российский опыт // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023. № 58(3). С. 25–43. DOI: https://doi.org/10.55959/MSU0130–0105–6–58–3–2
  6. Кудрин А.Л. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2006. № 8. С. 4–16. DOI: https://doi.org/10.32609/0042–8736–2006–8–4–16
  7. Кудрин А.Л, Соколов И.А Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики // Вопросы экономики. 2017. № 11. С. 5–32. DOI: https://doi.org/10.32609/0042–8736–2017–11–5–32
  8. Кудрин А.Л., Соколов И.А., Сучкова О.В. Оценка влияния бюджетных правил на цикличность государственных расходов // Вопросы экономики. 2023. № 5. С. 5–22. DOI: https://doi.org/10.32609/0042–8736–2023–5–5–22
  9. Скрыпник Д.В. Бюджетная политика и экономический рост в России. Оптимальное бюджетное правило // Экономика и математические методы. 2019. Т. 55. № 2. С. 24–40. DOI: https://doi.org/10.31857/S042473880004675–1
  10. Соколов И.А., Белёв С.Г., Сучкова О.В. Как обеспечить бюджетную устойчивость в России? // Проблемы прогнозирования. 2021. № 4. С. 66–76.
  11. Солнцев О.Г., Белоусов Д.Р. Об использовании ресурсов стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2005. № 4. С. 21–27.
  12. Сучкова О.В. Оценка устойчивости государственного долга развивающихся стран с учетом структуры государственных расходов и межвременного потребительского поведения // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023. № 6. С. 44–57. DOI: https://doi.org/10.55959/MSU0130–0105–6–58–6–3
  13. Ardanaz, M., Cavallo, E., Izquierdo, A., Puig, J. (2021).Growth-friendly fiscal rules? Safeguarding public investment from budget cuts through fiscal rule design. Journal of International Money and Finance. Vol. 111. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2020.102319
  14. Blanchard, O., Leandro, A., Zettelmeyer, J. (2021). Redesigning EU fiscal rules: From rules to standards. Economic Policy. Vol. 36. No. 106. Pp. 195–236. DOI: https://doi.org/10.1093/epolic/eiab003
  15. Beetsma, R. (2022). The Economics of Fiscal Rules and Debt Sustainability. Intereconomics. Vol. 57. No. 1. Pp. 11–15. DOI: https://doi.org/10.1007/s10272–022–1021–1
  16. Davoodi, H., Elger, P., Fotiou, A., Garcia-Macia, D., Han, X., Lagerborg, A., Lam, R., Medas, P. (2022). Fiscal Rules and Fiscal Councils: Recent Trends and Performance During the COVID-19 Pandemic. IMF Working Paper 22/011. International Monetary Fund, Washington, DC.
  17. Debrun, X., Kumar, M. (2007). Fiscal Rules, Fiscal Councils and All That: Commitment Devices, Signaling Tools or Smokescreens? In: Banca d’Italia (eds.) Fiscal Policy: Current Issues and Challenges. Pp. 479–512.
  18. Guerguil, M., Mandon, P., Tapsoba, R. (2017). Flexible fiscal rules and countercyclical fiscal policy. Journal of Macroeconomics. Vol. 52. Pp. 189–220. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2017.04.007
  19. Kydland, F.E., Prescott, E.C. (1977). Rules rather than discretion: The inconsistency of optimal plans. Journal of political economy. Vol. 85. No. 3. Pp. 473–491. DOI: https://doi.org/10.1086/260580