Тема номера: Транспорт: конкуренция и/или взаимодействие?
Внутренний водный транспорт как фактор развития экономики Китая. Сможет ли Россия повторить?
Опубликован 07.10.2024
Ключевые слова
- внутренний водный транспорт; экономический пояс; пространственное развитие; транспортный каркас; речной транспорт; грузоперевозки; Китай; Россия
Как цитировать
1.
Леонов С, Заостровских Е. Внутренний водный транспорт как фактор развития экономики Китая. Сможет ли Россия повторить?. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 22 декабрь 2024 г.];54(5):83-103. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4778
Аннотация
В результате многолетних последовательных реформ в триаде «грузовая база – флот – внутренние водные пути» Китаю удалось превратить ранее малозаметный сектор внутреннего водного транспорта в динамично развивающуюся инфраструктурную сеть, не имеющую аналогов в мире. Модернизация сектора способствовала развитию территорий вдоль берегов рек и формированию экономических коридоров на базе ускоренного развития мультимодальных перевозок и системы сухих портов. В отличие от Китая, развитие внутреннего водного транспорта на пионерных территориях Сибири и Дальнего Востока является необходимым, но недостаточным условием формирования основных экономических коридоров. Однако использование китайского опыта борьбы с межвидовой конкуренцией на транспорте и проведения широкомасштабных дноуглубительных работ может способствовать превращению речного транспорта в реальную силу развития азиатской части России.Библиографические ссылки
- Бандман М.К., Воробьёва В.В., Есикова Т.Н., Ионова В.Д., Малиновская М.А., Малов В.Ю., Цимдина З.Р., Яблочникова Я.Т. Енисей – Северный морской путь: грузообразующий потенциал Ангаро-Енисейского региона / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 1999. 90 с.
- Зачёсов А.В., Бунташова С.В. Водный транспорт Сибири в планах дальнейшего хозяйственного освоения региона // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2022. № 1. С. 230–243. DOI 10.55186/02357801_2022_7_1_8
- Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1(33). С. 6–20. DOI: 10.25283/2223–4594–2019–1–6–20
- Дмитриева Е.В., Маслова А.П. Реки Арктической зоны как вектор развития Северного морского пути. Проблемы и потенциал эксплуатации внутренних водных путей регионов Сибири и Дальнего Востока России // Транспортное дело России. 2023. № 4. С. 57–59. DOI 10.52375/20728689_2023_4_57
- Ершов Ю.С., Тарасова О.В. Азиатская Россия – основные противоречия современного развития // ЭКО. 2020. № 8. С. 8–30. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2020–8–8–30
- Егоров Г.В. Обоснование создания контейнерных судов для водного транспорта России // Судостроение. 2021. № 3(856). С. 9–24. DOI 10.54068/00394580_2021_3_9
- Леонов С.Н., Заостровских Е.А. Северный завоз как триггер развития транспорта Арктической зоны Якутии и Дальнего Востока в целом // Арктика: экология и экономика. 2023. Т. 13. № 4(52). С. 601–612. DOI 10.25283/2223–4594–2023–4–601–612
- Леонов С.Н., Заостровских Е.А. Развитие Северного морского пути и рост активности КНР в Арктике как предпосылки усиления транспортного каркаса Дальнего Востока // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 2. С. 54–70. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2021.2.54
- Леонов С.Н., Сидоренко О.В. Зарубежный опыт регионального управления Российская акад. наук, Дальневосточное отд-ние, Ин-т экономических исслед. Хабаровск: ИЭИ, 2011. 144 р. ISBN978–5–88570–291–1
- Сазонов С.Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии национальной экономики. М.: ИДВ РАН, 2018. 344 с.
- Тархов С.А. Анализ топологических дефектов сухопутной транспортной сети регионов Сибири и Дальнего Востока // Региональные исследования. 2019. № 3(65). С. 53–62. DOI 10.5922/1994–5280–2019–3–5
- Щербанин Ю.А. Перевозка грузов по внутренним водным путям России: Стратегия развития до 2030 года (новые возможности для нефтегазового сектора) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2016. Т. 14. С. 291–301.
- Amos, P., Dashan, J., Tao, N., Junyan, S. (2009). Sustainable development of inland waterway transport in China. Theme I of a World Bank Project: Comprehensive Transport System Analysis in China. Available at: https://documents.worldbank.org
- Aritua, B., Hei, C., Lu, C., Farrell, S. (2022). Developing China’s Ports How the Gateways to Economic Prosperity Were Revived. International Development in Focus. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978–1–4648–1849–3
- Aritua, B., Lu, C., Richard, vL, Harrie, dL. (2020). Blue Routes for a New Era: Developing Inland Waterways Transportation in China. International Development in Focus. Washington, DC: World Bank. DOI:10.1596/978–1–4648–1584–3
- Fujita, M., Mori, T. (1996). The Role of Ports in the Making of Major Cities: Self-Agglomeration and Hub Effect. Journal of Development Economics. No. 1. Pp. 93–120.
- Jacobs, W., Notteboom, T. (2011). An evolutionary perspective on regional port systems: The role of windows of opportunity in shaping seaport competition. Environment and Planning. A 43 (7). Pp. 1674–1692. DOI:10.1068/a43417
- Jianga, Y., Lua, J., Caic, Y., Zenga, Q. (2018). Analysis of the impacts of different modes of governance on inland waterway transport development on the Pearl River: The Yangtze River Mode vs. the Pearl River Mode. Journal of Transport Geography. Vol. 71. Pp. 235–252. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2017.09.010
- Krugman, P., Fujita M., Venables A.J. (1999). The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade; The MIT Press: Cambridge, MA, MA. USA.
- Li, J.Y., Notteboom, T.E., Jacobs, W. (2014). China in transition: institutional change at work in inland waterway transport on the Yangtze River. Journal of Transport Geography. No. 40. Pp. 17–28. http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2014.05.017
- Lu, C., Arituab, B., Harrie, dL., Richard, vL., Leed, P.T-W. (2023). Exploring causes of growth in China’s inland waterway transport, 1978–2018: Documentary analysis approach. Transport Policy. No. 136. Pp. 47–58. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2023.02.011
- Mudronja, G., Jugovic, A., Skalamera-Alilovic D. (2020). Seaports and Economic Growth: Panel Data Analysis of EU Port Regions. Journal of Marine Science and Engineering. No. 12 (1017). https://doi.org/10.3390/jmse8121017
- Qi, F., Liming L., Zhou X. (2010). Port resources rationalization for better container barge services in Hong Kong. Maritime Policy & Management. Vol. 37. No. 6. Pp. 543–561. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/03088839.2010.514955
- Witte, P., Wiegmans, B., Oort vF., Spit, T. (2014). Governing inland ports: a multi-dimensional approach to addressing inland port–city challenges in European transport corridors. Journal of Transport Geography. No. 36. Pp. 42–52. http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2014.02.011
- Xiao, R., Pan L., Xiao H., Xiao H., Zhu Z. (2022). Research of Intelligent Logistics and High-Quality Economy Development for Yangtze River Cold Chain Shipping Based on Carbon Neutrality. Journal of Marine Science and Engineering. No. 10. 1029. https://doi.org/10.3390/jmse10081029