Том 54 № 5 (2024)
Тема номера: Транспорт: конкуренция и/или взаимодействие?

Внутренний водный транспорт как фактор развития экономики Китая. Сможет ли Россия повторить?

С.Н. Леонов
Институт экономических исследований ДВО РАН
Bio
Е.А. Заостровских
Институт экономических исследований ДВО РАН
Bio

Опубликован 07.10.2024

Ключевые слова

  • внутренний водный транспорт; экономический пояс; пространственное развитие; транспортный каркас; речной транспорт; грузоперевозки; Китай; Россия

Как цитировать

1.
Леонов С, Заостровских Е. Внутренний водный транспорт как фактор развития экономики Китая. Сможет ли Россия повторить?. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];54(5):83-103. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4778

Аннотация

В результате многолетних последовательных реформ в триаде «грузовая база – флот – внутренние водные пути» Китаю удалось превратить ранее малозаметный сектор внутреннего водного транспорта в динамично развивающуюся инфраструктурную сеть, не имеющую аналогов в мире. Модернизация сектора способствовала развитию территорий вдоль берегов рек и формированию экономических коридоров на базе ускоренного развития мультимодальных перевозок и системы сухих портов. В отличие от Китая, развитие внутреннего водного транспорта на пионерных территориях Сибири и Дальнего Востока является необходимым, но недостаточным условием формирования основных экономических коридоров. Однако использование китайского опыта борьбы с межвидовой конкуренцией на транспорте и проведения широкомасштабных дноуглубительных работ может способствовать превращению речного транспорта в реальную силу развития азиатской части России.

Библиографические ссылки

  1. Бандман М.К., Воробьёва В.В., Есикова Т.Н., Ионова В.Д., Малиновская М.А., Малов В.Ю., Цимдина З.Р., Яблочникова Я.Т. Енисей – Северный морской путь: грузообразующий потенциал Ангаро-Енисейского региона / ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 1999. 90 с.
  2. Зачёсов А.В., Бунташова С.В. Водный транспорт Сибири в планах дальнейшего хозяйственного освоения региона // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2022. № 1. С. 230–243. DOI 10.55186/02357801_2022_7_1_8
  3. Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1(33). С. 6–20. DOI: 10.25283/2223–4594–2019–1–6–20
  4. Дмитриева Е.В., Маслова А.П. Реки Арктической зоны как вектор развития Северного морского пути. Проблемы и потенциал эксплуатации внутренних водных путей регионов Сибири и Дальнего Востока России // Транспортное дело России. 2023. № 4. С. 57–59. DOI 10.52375/20728689_2023_4_57
  5. Ершов Ю.С., Тарасова О.В. Азиатская Россия – основные противоречия современного развития // ЭКО. 2020. № 8. С. 8–30. DOI: 10.30680/ЕСО0131–7652–2020–8–8–30
  6. Егоров Г.В. Обоснование создания контейнерных судов для водного транспорта России // Судостроение. 2021. № 3(856). С. 9–24. DOI 10.54068/00394580_2021_3_9
  7. Леонов С.Н., Заостровских Е.А. Северный завоз как триггер развития транспорта Арктической зоны Якутии и Дальнего Востока в целом // Арктика: экология и экономика. 2023. Т. 13. № 4(52). С. 601–612. DOI 10.25283/2223–4594–2023–4–601–612
  8. Леонов С.Н., Заостровских Е.А. Развитие Северного морского пути и рост активности КНР в Арктике как предпосылки усиления транспортного каркаса Дальнего Востока // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 2. С. 54–70. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2021.2.54
  9. Леонов С.Н., Сидоренко О.В. Зарубежный опыт регионального управления Российская акад. наук, Дальневосточное отд-ние, Ин-т экономических исслед. Хабаровск: ИЭИ, 2011. 144 р. ISBN978–5–88570–291–1
  10. Сазонов С.Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии национальной экономики. М.: ИДВ РАН, 2018. 344 с.
  11. Тархов С.А. Анализ топологических дефектов сухопутной транспортной сети регионов Сибири и Дальнего Востока // Региональные исследования. 2019. № 3(65). С. 53–62. DOI 10.5922/1994–5280–2019–3–5
  12. Щербанин Ю.А. Перевозка грузов по внутренним водным путям России: Стратегия развития до 2030 года (новые возможности для нефтегазового сектора) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2016. Т. 14. С. 291–301.
  13. Amos, P., Dashan, J., Tao, N., Junyan, S. (2009). Sustainable development of inland waterway transport in China. Theme I of a World Bank Project: Comprehensive Transport System Analysis in China. Available at: https://documents.worldbank.org
  14. Aritua, B., Hei, C., Lu, C., Farrell, S. (2022). Developing China’s Ports How the Gateways to Economic Prosperity Were Revived. International Development in Focus. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978–1–4648–1849–3
  15. Aritua, B., Lu, C., Richard, vL, Harrie, dL. (2020). Blue Routes for a New Era: Developing Inland Waterways Transportation in China. International Development in Focus. Washington, DC: World Bank. DOI:10.1596/978–1–4648–1584–3
  16. Fujita, M., Mori, T. (1996). The Role of Ports in the Making of Major Cities: Self-Agglomeration and Hub Effect. Journal of Development Economics. No. 1. Pp. 93–120.
  17. Jacobs, W., Notteboom, T. (2011). An evolutionary perspective on regional port systems: The role of windows of opportunity in shaping seaport competition. Environment and Planning. A 43 (7). Pp. 1674–1692. DOI:10.1068/a43417
  18. Jianga, Y., Lua, J., Caic, Y., Zenga, Q. (2018). Analysis of the impacts of different modes of governance on inland waterway transport development on the Pearl River: The Yangtze River Mode vs. the Pearl River Mode. Journal of Transport Geography. Vol. 71. Pp. 235–252. https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2017.09.010
  19. Krugman, P., Fujita M., Venables A.J. (1999). The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade; The MIT Press: Cambridge, MA, MA. USA.
  20. Li, J.Y., Notteboom, T.E., Jacobs, W. (2014). China in transition: institutional change at work in inland waterway transport on the Yangtze River. Journal of Transport Geography. No. 40. Pp. 17–28. http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2014.05.017
  21. Lu, C., Arituab, B., Harrie, dL., Richard, vL., Leed, P.T-W. (2023). Exploring causes of growth in China’s inland waterway transport, 1978–2018: Documentary analysis approach. Transport Policy. No. 136. Pp. 47–58. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2023.02.011
  22. Mudronja, G., Jugovic, A., Skalamera-Alilovic D. (2020). Seaports and Economic Growth: Panel Data Analysis of EU Port Regions. Journal of Marine Science and Engineering. No. 12 (1017). https://doi.org/10.3390/jmse8121017
  23. Qi, F., Liming L., Zhou X. (2010). Port resources rationalization for better container barge services in Hong Kong. Maritime Policy & Management. Vol. 37. No. 6. Pp. 543–561. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/03088839.2010.514955
  24. Witte, P., Wiegmans, B., Oort vF., Spit, T. (2014). Governing inland ports: a multi-dimensional approach to addressing inland port–city challenges in European transport corridors. Journal of Transport Geography. No. 36. Pp. 42–52. http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2014.02.011
  25. Xiao, R., Pan L., Xiao H., Xiao H., Zhu Z. (2022). Research of Intelligent Logistics and High-Quality Economy Development for Yangtze River Cold Chain Shipping Based on Carbon Neutrality. Journal of Marine Science and Engineering. No. 10. 1029. https://doi.org/10.3390/jmse10081029