Тема номера: Транспорт: конкуренция и/или взаимодействие?
Интегрирующая роль речного транспорта в развитии регионов aзиатской части России
Опубликован 07.10.2024
Ключевые слова
- внутренний водный транспорт; речной транспорт; транспортная инфраструктура; азиатская часть России; пространственное развитие; грузопотоки; зоны тяготения; смешанные перевозки
Как цитировать
1.
Котов А. Интегрирующая роль речного транспорта в развитии регионов aзиатской части России. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 14 декабрь 2024 г.];54(5):67-82. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4777
Аннотация
В статье обсуждается роль внутреннего водного транспорта в пространственном развитии РФ в контексте увеличения экономической связности севера и юга азиатской части страны. Показано, что он является естественным интегратором пространства и с его помощью можно было бы разгрузить наиболее загруженные участки автомобильных и железных дорог, нарастить объем перевозок, связанных с реализацией многостадийных проектов ресурсного освоения территории. В зависимости от прогнозируемых потенциального объема грузовой базы и номенклатуры грузов перечислены эффекты для регионального развития по бассейнам сибирских рек (Обь, Лена, Енисей). Представленные оценки позволяют говорить о недоиспользованном потенциале водных путей Сибири для развития территориальных систем и межрегиональных транспортных коридоров.Библиографические ссылки
- Белый О.В., Кибалов Е.Б., Малыгин И.Г., Малов В.Ю. Фундаментальные проблемы единого транспортного пространства Российской Федерации // Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез. М.: Медиа-Пресс, 2013. 664 с.
- Бунеев В.М., Виниченко В.А. Прогнозирование грузопотоков и их освоения при реализации транспортной стратегии в районах Крайнего Севера // Вестник НГИЭИ. 2018. № 4(83). С. 115–123.
- Виниченко В.А. Уроки использования речного транспорта в решении крупных проблем хозяйственного освоения Сибири // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2007. № 1. С. 18–24.
- Гончаренко С.С., Троценко Р.В. Реки России в развитии межрегиональных и международных транспортных связей // Транспортное дело России. 2006. № 12–1. С. 84–90.
- Зачесов В.П. Экономическое развитие речного транспорта Сибири // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 5(5). С. 17–20.
- Ковалев Р.Н., Долматов С.Н., Колесников П.Г. Экономическое обоснование вида транспорта при логистике лесоматериалов // Системы. Методы. Технологии. 2022. № 1(53). С. 129–137. DOI 10.18324/2077–5415–2022–1–129–137
- Королева Е.А., Мартынов А.Л., Сурнина А.С. Алгоритм переключения грузопотоков со смежных видов транспорта на водный // Логистика – евразийский мост: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 2018. С. 287–293.
- Крупнов Ю.А. Российские водные пути и евразийская транспортная инфраструктура. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 245 с.
- Масленников С.Н. Комбинированные автомобильно-водные перевозки в Сибири в системе региональных транспортных коридоров // Политранспортные системы: Материалы XI Международной научно-технической конференции, Новосибирск, Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. 970 c. С. 393–397.
- Негробова П.В. История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России // Молодой ученый. 2017. № 50(1). С. 68–71.
- Никифоров В.С., Масленников С.Н., Котков С.А. Анализ современного состояния и перспектив развития речного транспорта в восточных бассейнах // Речной транспорт (XXI век). 2017. № 4(84). С. 24–27.
- Синицын М.Г., Масленников С.Н. Роль речного транспорта в системе международных транспортных коридоров // Политранспортные системы: Материалы XI Международной научно-технической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. 970 c. С. 23–29.
- Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. М.: Изд-во экон. лит-ры, 1961. 303 с.
- Шнипер Р.И. (ред.) Тенденции экономического развития Сибири (1961–1975 гг.) // Новосибирск: Наука, 1980. 255 с.
- Щербанин Ю.А. К проблеме развития транспортно-логистических мощностей Сибири и Дальнего Востока // Вопросы новой экономики. 2020. № 3–4 (55–56). С. 130–137.
- Щербанин Ю.А., Голубчик А.М. Перевозка грузов по внутренним водным путям России: стратегия развития до 2030 г. и некоторые новые возможности для нефтегазового сектора // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 7. С. 8–11.
- Cavalcante de Barros, B.R., de Carvalh, o E.B., Pinho, A.C., Junio, r B. (2022). Inland waterway transport and the 2030 agenda: Taxonomy of sustainability issues. Cleaner Engineering and Technology. No. 8. 100462. https://doi.org/10.1016/j.clet.2022.100462
- Demian, M., Nicolicescu, C. (2019). Assesment of Trends in Inland Waterway Transport within European Union. Advanced Engineering Forum. No. 34. Pp. 247–254.
- Sys, C., Van de Voorde, E., Vanelslander, T., Hassel, E. (2020). Pathways for a sustainable future inland water transport: A case study for the European inland navigation sector. Case Studies on Transport Policy. No. 8 (3). Pp. 686–699. DOI: 10.1016/j.cstp.2020.07.013
- Utomo, D.M., Mateo-Babiano, I. (2015). Exploring Indigeneity of Inland Waterway Transport (IWT) in Asia: Case studies of Thailand, Vietnam, the Philippines, and Indonesia. Journal of the Eastern Asia Society for Transportation Studies. No. 11. Pp. 2316–2332.