Том 54 № 5 (2024)
Тема номера: Транспорт: конкуренция и/или взаимодействие?

Мегапроект железной дороги Якутск – Магадан: вариант трассировки имеет значение!

А.Н. Пилясов
МГУ имени М.В. Ломоносова
Bio
Б.В. Никитин
МГУ имени М.В. Ломоносова

Опубликован 07.10.2024

Ключевые слова

  • транспортная освоенность; железная дорога Якутск – Магадан; маршрут; трассировка; РЖД; континентальная трасса; приморская трасса; транспортные мегапроекты

Как цитировать

1.
Пилясов А, Никитин Б. Мегапроект железной дороги Якутск – Магадан: вариант трассировки имеет значение!. ECO [Интернет]. 7 октябрь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];54(5):44-66. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4776

Аннотация

В статье обсуждаются варианты маршрута проектируемой железной дороги Якутск – Магадан. Авторы обосновывают целесообразность выбора приморской, а не континентальной трассировки. Главные результаты исследования: 1) гринфилд-маршрут прокладки трассы представляется предпочтительным ввиду возможности «нанизать» на него малоизученные, но потенциально ресурснонасыщенные территории побережья Охотского моря; 2) весомый аргумент в пользу приморской трассы – ее близость к уже известным нефтегазовым ресурсам охотоморского шельфа; 3) приморский маршрут транспортно соединяет три дальневосточных региона, а континентальный – только два; 4) приморский маршрут обладает большей геополитической значимостью для России. Основной вывод исследования состоит в том, что нужно использовать время, полученное в связи с переносом реализации проекта, для более тщательной отработки варианта трассировки.

Библиографические ссылки

  1. Азиатская часть России: новый этап освоения северных и восточных регионов страны / Под ред. В.В. Кулешова. ИЭОПП СО РАН, Новосибирск, 2008. 427c.
  2. The Asian part of Russia: a new stage of development of the northern and eastern regions of the country (2008). Ed. by V.V. Kuleshov. Novosibirsk, IEOPP SB RAS Publ., 427p. (In Russ.).
  3. АЯМ – Северная сестра БАМа. Санкт-Петербург: Кордис, 2021. 120с.
  4. Безруков Л.А. Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2008. 369 с.
  5. Лаппо Г.М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // Известия АН СССР. Серия географическая. 1983. № 5. С. 16–28.
  6. Локальные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока. Институт регионального консалтинга: Рабочие тетради. Вып. 2 / Отв. ред. Н.Ю. Замятина, А.Н. Пилясов. Авт.: Ловягин К.Д., Петрова А.Н., Потураева А.В., Фомина Г.Е., Шамало И.А., Шипугин А.Г., Юлина Л.Б., Гончаров Р.В., Гончарова А.А. М.: Издательские решения [Б.м.], 2018, 322 с.
  7. Перепелица Оксана. Инфраструктурная недостаточность. Отечественные записки. 2013. № 3. (54). С. 43–53.
  8. Пилясов А.Н. Инфраструктурные мегапроекты в глобальной Арктике // Дальневосточная и Тихоокеанская Арктика: на перекрестке двух океанов и континентов (к председательству Российской Федерации в Арктическом совете в 2021–2023 гг.). Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2021. С. 68–97.
  9. Питтман Рассел. Железнодорожные реформы на постсоветском пространстве: небыстрый прогресс // Отечественные записки. 2013. № 3. (54). С. 99–126.