Том 54 № 1 (2024)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

К вопросу развития российской железнодорожной сети на Восточном полигоне

E.Б. Кибалов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
Д.Д. Шибикин
Сибирский государственный университет путей сообщения

Опубликован 06.02.2024

Ключевые слова

  • железные дороги; Восточный полигон; торгово-экономические связи России и Китая; экспорт угля; Эльгинское месторождение; схемы поставки угля в Китай; экспертный анализ; компьютерные продукты

Как цитировать

1.
Кибалов E, Шибикин Д. К вопросу развития российской железнодорожной сети на Восточном полигоне. ECO [Интернет]. 6 февраль 2024 г. [цитируется по 27 июль 2024 г.];54(1):233-45. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4714

Аннотация

В статье обсуждается проблема расширения сети железных дорог, ведущих к портам на тихоокеанском побережье России в контексте расширения экспортных поставок в Китай угля с Эльгинского месторождения в Якутии, причем нарастающим темпом и в увеличивающихся объемах. Анализируются три варианта (проекта) поставки, отвечающих данному требованию: 1) по традиционной схеме ОАО «РЖД» через существующие порты на побережье Охотского моря; 2) по новой схеме посредством строительства частной корпорацией новой железной дороги до порта Чумикан и самого порта; 3) по кольцевой схеме (китайский Мохэ-Джалинда-Нижний Бестях-Магадан), замыкающейся на Китай, возможно, на правах концессии. Три указанных проекта характеризуются неопределенностью затрат и результатов; в этой связи задача настоящей статьи показать, каким образом с помощью системного анализа, экспертных технологий и компьютерных продуктов, разработанных в ИЭОПП СО РАН и СГУПС, возможно избежать катастрофических ошибок в ситуации неопределенности принятия решений.

Библиографические ссылки

  1. Аганбегян А. О преобразовании социально-экономической системы России: что хотели и что получилось // Международный научно-общественный журнал «Мир перемен». 2023. № 2. С. 17–44.
  2. Кибалов Е.Б., Хуторецкий А.Б. Альтернативы транспортного обеспечения освоения арктического шельфа России // Регион: экономика и социология. 2015. № 1 (85). С. 3–19.
  3. Кибалов Е.Б., Кин А.А. Реформа железнодорожного транспорта: критический анализ и проблема оценки эффективности / Oтв. ред. В.А. Крюков; ФАНО, РАН, Сиб. отд-е, ИЭОПП. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2017. 159 с.
  4. Леденева Т.М., Тафинцева М. Моделирование свойств порядковых операторов взвешенного агрегирования // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Физика. Математика. 2006. № 1. С. 66–72.
  5. Хуторецкий А.Б. Экспертное оценивание объектов по неквантифицируемому критерию с помощью модели Бержа-Брука-Буркова. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995. (Препринт 130). 15 с.
  6. Simon, H., Newell, A. (1958). Heuristic problem solving: the next advance in operationsresearch, Operations Research 6.