Том 53 № 9 (2023)
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Оценка взаимных положительных эффектов от развития солнечной и ветровой электроэнергии и водородного транспорта

В.Ю. Поташников
Лаборатория исследований проблем устойчивого развития Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
В.А. Баринова
Лаборатория исследований проблем устойчивого развития Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Bio
П.А. Леваков
Лаборатория исследований проблем устойчивого развития Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
В.Х. Бердин
АНО «Международный центр устойчивого энергетического развития» под эгидой ЮНЕСКО
Г.М. Юлкин
АНО «Международный центр устойчивого энергетического развития» под эгидой ЮНЕСКО

Опубликован 30.08.2023

Ключевые слова

  • декарбонизация; водород; RUHOUR; РЭС; развитие транспорта; солнечная энергия; ветряная энергия

Как цитировать

1.
Поташников В, Баринова В, Леваков П, Бердин В, Юлкин Г. Оценка взаимных положительных эффектов от развития солнечной и ветровой электроэнергии и водородного транспорта. ECO [Интернет]. 30 август 2023 г. [цитируется по 27 декабрь 2024 г.];53(9):173-92. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4658

Аннотация

Рассматривается опыт ведущих стран мира в сфере разработки и применения технологий производства, транспортировки, хранения и использования водорода. Выделены первичные экономико-социальные факторы развития водородной энергетики, ее роль в достижении долгосрочных целей стран по выбросам парниковых газов. С помощью высокодетализированной модели репрезентативной энергетической системы RUHOUR был оценен потенциал «зеленого» водорода для нужд транспорта в России, включая его влияние на цены на электроэнергию. Анализ чувствительности показал, что при цене более 2 долл./кгН2 (~0.2 долл. за литр бензина) вероятнее всего весь потенциальный спрос на водород может быть удовлетворен. Развитие широкомасштабной инфраструктуры генерации зеленого водорода в России может способствовать снижению выбросов парниковых газов, ускорить диверсификацию структуры экспорта и сократить цены на электроэнергию для конечных пользователей.

Библиографические ссылки

  1. Бердин В.К., Кокорин А.О., Поташников В.Ю., Юлкин Г.М. Развитие ВИЭ в России: потенциал и практические шаги // Экономическая политика. 2020. T. 15. № 2. С. 106–135. DOI: 10.18288/1994–5124–2020–2–106–135
  2. Луговой О.В., Поташников В.Ю., Гордеев Д.С. Прогнозы энергобаланса и выбросов парниковых газов на модели RU-TIMES до 2050 года // Научный вестник ИЭП им. Гайдара. 2014. № 5. С. 39–43.
  3. Blazejczak J., Braun, F.G., Edler, D., Schill, W.F. (2014). Economic effects of renewable energy expansion: A model-based analysis for Germany. Renewable and Sustainable Energy Reviews. Vol. 40. Pp. 1070–1080. DOI: 10.1016/j.rser.2014.07.134
  4. Borowski, P.F. (2020). Zonal and Nodal Models of Energy Market in European Union. Energies. Vol. 13. No. 16. DOI: 10.3390/en13164182
  5. Crippa, M., Guizzardi, D., Solazzo, E., Muntean, M., Schaaf, E., Monforti-Ferrario, F., Banja, M., Olivier, J.G.J., Grassi, G., Rossi, S., Vignati, E. (2021). GHG emissions of all world countries. Publications Office of the European Union. DOI: 10.2760/173513
  6. Fan, J.L., Yu, P., Li, K., Xu, M., Zhang, X. (2020). A levelized cost of hydrogen (LCOH) comparison of coal-to-hydrogen with CCS and water electrolysis powered by renewable energy in China. Energy. Vol. 242. DOI: 10.1016/j.energy.2021.123003
  7. Golub, A., Lugovoy, O., Potashnikov, V. (2019). Quantifying barriers to decarbonization of the Russian economy: real options analysis of investment risks in low-carbon technologies. Climate Policy. Vol. 19. No. 6. Pp. 716–724. DOI: 10.1080/14693062.2019.1570064
  8. Guo, Z., Wei, W., Chen, L., Zhang, X., Mei, S. (2021). Equilibrium model of a regional hydrogen market with renewable energy based suppliers and transportation costs. Energy. Vol. 220. DOI: 10.1016/j.energy.2020.119608
  9. Kannan, R., Turton, H. (2013). A Long-Term Electricity Dispatch Model with the TIMES Framework. Environmental Modeling & Assessment. Vol. 18. Pp. 325–343. DOI: 10.1007/s10666–012–9346-y
  10. Potashnikov, V., Golub, A., Brody, M., Lugovoy, O. (2022). Decarbonizing Russia: Leapfrogging from Fossil Fuel to Hydrogen. Energies. Vol. 15. No. 3. DOI: 10.3390/en15030683
  11. Sen A., Miller J. (2022). Emissions reduction benefits. Working Paper. Available at: https://theicct.org/wp-content/uploads/2022/03/Accelerated-ZEV-transition-wp-final.pdf (дата обращения: 30.08.2022).
  12. Shi, J., Chen, W., Yin, X. (2016). Modelling building’s decarbonization with application of China TIMES model. Applied Energy. Vol. 162. Pp. 1303–1312. DOI: 10.1016/j.apenergy.2015.06.056
  13. Smith, J.S., Edmonds, J., Hartin, C.A., Mundra, A., Calvin, K. (2015). Near-term acceleration in the rate of temperature change. Nature Climate Change. Vol. 5. No. 4. Pp. 333–336. DOI: 10.1038/nclimate2552
  14. Vaillancourt, K., Alcocer, Y., Bahn, O., Fertel, C., Frenette, E., Garbouj, H., Kanudia, A., Labriet, M., Loulou, R., Marcy, M., Neji, Y., Waaub, J.P. (2014). A Canadian 2050 energy outlook: Analysis with the multi-regional model TIMES-Canada. Applied Energy. Vol. 132. Pp. 56–65. DOI: 10.1016/j.apenergy.2014.06.072
  15. Vaillancourt, K., Labriet, M., Loulou, R., Waaub, J.P. (2008).The role of nuclear energy in long-term climate scenarios: An analysis with the World-TIMES model. Energy Policy. Vol. 36. No. 7. Pp. 2296–2307. DOI: 10.1016/j.enpol.2008.01.015