Том 53 № 5 (2023)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы пространственного развития кампуса исследовательского университета

В.К. Николаев
Московский политехнический университет
А.А. Скворцов
Московский политехнический университет

Опубликован 03.05.2023

Ключевые слова

  • предпринимательский университет; университетский кампус; кампусная инфраструктура; архитектурно-пространственная организация; цифровой университет; образовательное и исследовательское пространство вуза; кампусная политика; ландшафт; коммуникационное пространство; открытая инфраструктура и среда вуза; трансформируемые аудитории; исследовательские лаборатории; рекреационные зоны

Как цитировать

1.
Николаев В, Скворцов А. Принципы пространственного развития кампуса исследовательского университета. ECO [Интернет]. 3 май 2023 г. [цитируется по 21 июнь 2024 г.];53(5):54-77. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4604

Аннотация

Статья посвящена исследованию принципов успешной пространственной организации образовательного и исследовательского процессов современного университета предпринимательского типа, ориентированной на привлечение талантливой молодежи и ведущих ученых со всего мира, проведение научных исследований и формирование стратегического инновационного ядра территории присутствия. Цель исследования – представить обобщенную, оптимальную картину организации пространственно-архитектурной среды университета предпринимательского типа в условиях нашей страны. В качестве эмпирического материала использовались данные мониторинга деятельности организаций высшего образования, статистики, а также материалы рейтинговых агентств, ведущих российских и зарубежных университетов об особенностях развития кампусных систем ведущих университетов.

Библиографические ссылки

  1. Берестова А. В., Ларионова В. А. Выбор пространственной организации современного кампуса. Ч. 1. Анализ пространства кампусов мировых университетов // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 3(34). С. 66–70.
  2. Большаков А. Г. Стратегия развития кампуса ИрНИТУ // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2019. Т. 9. № 2. С. 396–407. DOI: 10.21285/2227–2917–2019–2–396–407
  3. Виссема Й. Г. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 432 с.
  4. Гаврильева Т. Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г. Н., Кириллин Д. А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 52–65. DOI: 10.31992/0869–3617–2018–27–7–52–65
  5. Елисеев А. М., Подопригора Ю. В., Захарова Т. В. Кампусы будущего в университетских городах России и Франции в условиях цифровой экономики, инноваций и безбарьерной среды // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49. C. 225–235. DOI: 10.17223/19988648/49/16
  6. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 1–17. DOI: 10.15826/umpa.2017.01.002
  7. Зобова М. Г. Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 3(178). С. 243–248.
  8. Исаева Н. В., Борисова Л. В. Сравнительный анализ национальных политик по развитию кампусов исследовательских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 6. С. 74–87.
  9. Исакова С. А. Методы объемно-планировочной модернизации учебных зданий университетов (на примере Южного федерального университета) [Эл. ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2011. № 4(36). URL: http://archvuz.ru/2011_4/4 (дата обращения: 10.06.2022).
  10. Карпов А. О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76. DOI: 10.32609/0042–8736–2017–3–58–76
  11. Кашко О. Л. Кампусы университетов // Евразийский Союз Ученых. 2016. № 4–5 (25). C. 80–81.
  12. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 240 с.
  13. Кулешова Г. И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Часть 1. Мировой опыт // Academia. Архитектура и строительство. 2021. № 4. С. 70–79.
  14. Палей Е. С. Общественное пространство европейского университета в процессе исторического развития [Эл. ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2019. № 1 (65). URL: http://archvuz.ru/2019_1/3 (дата обращения: 10.06.2022).
  15. Палей Е. С. Типы общественных пространств в современном университетском кампусе [Эл. ресурс] // Architecture and Modern Information Technologies. 2016. № 2 (35). URL: https://marhi.ru/AMIT/2016/2kvart16/paley/AMIT_35_PALEY__PDF.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
  16. Паникарова С. В., Власов М. В., Драшкович В. Система высшего образования как драйвер инновационного развития страны // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 1. С. 96–105. DOI: 10.15826/umpa.2020.01.007
  17. Пучков М. В. Архитектурно-градостроительные качества научно-образовательных пространств // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011a. № 3. С. 60–63.
  18. Пучков М. В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011b. № 3(32). С. 79–88.
  19. Репина Е. А., Лопатина Л. Е. Кампус: модели управления // Innovative Project. 2016. Т. 1. № 2(2). С. 104–108. DOI: 10.17673/IP.2016.1.02.17
  20. Смирнов С. А. Город-кампус, или Образовательное пространство города. Методологический конструкт // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 44–59. DOI: 10.31992/0869–3617–2019–28–4–44–59
  21. Стариков А. А. Культура пространственной организации как фактор конкурентоспособности университета // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2. С. 15–29.
  22. Терягова А. Н. Доступный кампус. Опыт создания безбарьерной среды // Innovative Project. 2016. Т. 1. № 3(3). С. 74–77. DOI: 10.17673/IP.2016.1.03.14
  23. Bercovitz J., Feldman M. Entrepreneurial universities and technology transfer: A conceptual framework for understanding knowledge-based economic development // Journal of Technology Transfer. 2006. Vol. 31. No. 1. P. 175–188.
  24. Egorov A. A., Leshukov O. V., Gromov A. D. (2017). The Role of Universities in Economic Development of Russian Regions. Basic Research Program. Working Papers. Series: Education. Moscow: HSE Publ., 30 p.
  25. Mason, I., Brooking, A.K., Oberender, A., Harford, J.M., Horsley, P. (2003). Implementation of a zero waste program at a university campus. Resources, Conservation and Recycling. Vol. 38. No. 4. Pp. 257–269. DOI: 10.1016/S0921–3449(02)00147–7