Том 53 № 5 (2023)
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Путь к истокам

В.А. Крюков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Опубликован 03.05.2023

Как цитировать

1.
Крюков В. Путь к истокам. ECO [Интернет]. 3 май 2023 г. [цитируется по 29 июнь 2024 г.];53(5):4-7. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4599

Аннотация

С тем, что знание во всех его ипостасях является основой поступательного развития человечества на всех этапах его истории, согласится любой современный человек, кем бы он ни был и чем бы ни занимался. Разночтения в понимании роли и места процессов получения передачи и применения знания начинаются, пожалуй, при обсуждении и формировании практических шагов в условиях конкретной страны, определенного исторического периода, применительно к различным сторонам жизни и деятельности тех или иных сообществ. Примечательно, что для наиболее успешных в развитии систем получения и применения знания стран характерен отход от чисто утилитарного подхода. Знание и его активные носители и проводники – образованные люди – являются значимой ценностью не только и не столько с точки зрения решения практических проблем и задач социально-экономического развития (экономического роста), сколько – в плане формирования условий и предпосылок для создания гармоничного общества. Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что «знаний много не бывает». Тем не менее каждой стране и обществу приходится не только формировать стимулы к развитию и получению все более современных знаний, но и учитывать те реальные возможности, которыми они располагают в тот или иной период времени. Яркий пример – современная Россия, в которой возобладал экономико-ориентированный подход. Его суть состоит в том, что содержание и объем образования должны полностью соответствовать требованиям той среды, в которой живет и трудится (будет жить и трудиться) индивид, а сверх того учить его, якобы, нечему и незачем. Путь формирования отечественного подхода к системе получения знаний и образования, который прошла Россия за предыдущие 300 лет, был непрост. До 1917 г. этот процесс характеризовался стремлением к некой элитарности – прежде всего в высшей школе, а также в системе гимназического образования. При этом, однако, значительное внимание уделялось и начальной школе, которая для большинства населения была главной. В основе образования и в университетах, и в гимназиях лежало изучение классических предметов и дисциплин – как общественных, так и естественно-научных. Как отмечал Б. П. Вейнберг: «Как вести наиболее рационально подготовку по специальности, зависит в значительной мере от рода этой специальности, но все же можно дать указания, общие для всех наук. В качестве первого из таких общих указаний приведу парадоксальный по форме, но глубоко правильный по существу совет: “знание заключается не в знании, а в знании, где найти”». Это позволяло выпускникам гимназий и вузов получать достаточно глубокую базу, чтобы можно было осознанно выбирать свое будущее в широком диапазоне профессий. Важно и то, что такой подход способствовал формированию граждан страны, работающих на ее будущее: «Если религия учит людей жизни: “любите своих ближних, как самих себя”, то наука внушает своим приверженцам: “любите не только своих ближних, но и своих дальних, как самих себя”. Если человек жизни ставит вообще интересы своей семьи, своего сословия, своего города, своих единомышленников, своих единоплеменников на первом месте, то для человека науки все равны». Значительная роль при этом отводилась самостоятельной работе учащихся. А. С. Лаппо-Данилевский в этой связи подчеркивал, что «только знание, самим приобретенное, основанное на собственном опыте, только знание, которое не может быть выучено и передано, но осознано, пережито и открыто, – только такое знание достоверно…». Многие лучшие черты и традиции российской системы получения и передачи знаний были сохранены и развиты в рамках советской системы образования. В том числе такие основополагающие ее свойства, как фундаментальность, глубина, ведущая роль педагога-учителя. При этом система в целом была ориентирована на задачи развития страны. Так, на рубеже 1920–1930-х гг. отмечалось, что «по отношению к школе, как основной форме подготовки, были намечены определенные мероприятия ее реконструкции, сводившиеся к повышению эффективности занятий, приближению школы к производству и созданию необходимых организационных и материальных гарантий ее дальнейшего развития». К числу несомненных достижений советской образовательной системы относится ее всеобщий характер при в целом высоком уровне начального, среднего и, тем более высшего образования, и та самая ориентация на решение стратегических задач, стоящих перед страной: «Для успешного развития научно-исследовательской работы в определенной отрасли знания или на определенной части страны мало осознать необходимость такой работы, но необходимо создать соответствующую обстановку и еще необходимо создать нужный для этой работы кадр работников. И в последнем вопросе отдельные составные части Союза ССР наткнулись на серьезные затруднения. Во многих случаях ясно обнаружилось отсутствие достаточного кадра как “инженеров” науки – высокоталантливых творцов новых методов и организаторов коллективной научной работы, – так и “техников” науки – хорошо образованных и сознательных выполнителей планов, вырабатываемых творцами и организаторами, и вместе с тем непосредственных руководителей так называемого “технического персонала” научно-исследовательских учреждений». Авторы настоящего номера с горьким сожалением вынуждены констатировать, что система получения знаний и образования в современной России (начиная с периода «радикальных» реформ) характеризуется забвением многих из выше отмеченных черт и особенностей (статьи О. А. Донских; Е. М. Доровских, А.В.  Савватеева). Пронзительной болью утраты проникнут «Манифест спасения массовой школы» А. В. Савватеева. В основе реализованного в современный период подхода к системе образования на всех его уровнях лежит примитивная убежденность реформаторов в избыточности фундаментальных основ образования для подавляющего большинства обучающихся, а также мнимая «практичность», нацеленная по получение «необходимых компетенций» «здесь и сейчас». Очевидно, что такой подход не имеет ничего общего с задачами разностороннего развития человеческой личности, которые декларирует государство. В качестве противоположного примера можно сослаться на опыт Китая, шаг за шагом развивающего современную национальную систему массового образования. В марте 2023 г. в отчете Правительства КНР (п. 9) подчеркивалось: «Мы предприняли конкретные шаги, направленные на улучшение уровня жизни людей и ускоренную реализацию социальных программ. Мы сформировали более доступное и высококачественное образование. Образование – жизненно важное условие обеспечения процветания страны. Мы достигли уровня бюджетных расходов на образование на уровне, превышающем 4% ВВП, и обеспечили значительный рост расходов в расчете на одного обучаемого. Мы поступательно движемся по пути преодоления слабых связей разных уровней в системе обязательного образования в сельской местности, а также решения проблемы переполненных классов в городских школах, уже в основном решили проблему школьного обучения детей сельских мигрантов в городах. Уровень охвата девятилетним обязательным образованием в стране вырос с 93,8 до 95,5%». В основе современной системы образования лежит изучение базовых общественных и естественно-научных дисциплин. Но помимо формирования глубоких знаний, она должна содействовать также воспитанию граждан своей страны. Поэтому в образовании, как нигде, важны и нужны не учетные и отчетные единицы и показатели, а качественные показатели работы. У нас есть «заделы» прошлого опыта, есть понимание направления движения. Ключевая фигура в этом процессе – учитель-педагог-наставник. От того, насколько эффективно и как быстро мы сможем решить проблему реального повышения его статуса и роли, зависит успех нашего продвижения по пути развития современного знания и образования.

Библиографические ссылки

  1. Вейнберг Б. П. Опыт методики научной работы и подготовки к ней. М.: Работник Просвещения, 1928. 96 с. [С. 87].
  2. Вейнберг Б. П. Люди жизни, думайте о грядущих поколениях. Социальные задачи опытных наук. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1907. 40 с. [С. 3].
  3. Вейнберг Б. П. Опыт методики научной работы и подготовки к ней. М.: Работник Просвещения, 1928. 96 с. [С. 89].
  4. План обеспечения народного хозяйства СССР кадрами специалистов (1929/30–1932/33). Государственная плановая комиссия СССР. Центральная комиссия по кадрам. М.: Планхозгиз (Государственное планово-хозяйствен. издательство), 1930. 288 с. [С. 7].
  5. Вейнберг Б. П. Опыт методики научной работы и подготовки к ней. М.: Работник Просвещения, 1928. 96 с. [С. 3].
  6. Report on the Work of the Government (II) 政府工作报告(下) Delivered at the First Session of the 14th National People’s Congress of The People’s Republic of China –—在第十四届全国人民代表大会第一次会议上 Li Keqiang, Premier of the State Council 国务院总理 李克强 March 5, 2023 SY_NO_16_2023.pdf (bjreview.com)