Том 53 № 4 (2023)
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Пути-дороги «горнозаводской цивилизации»

В.А. Крюков
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Опубликован 30.03.2023

Как цитировать

1.
Крюков В. Пути-дороги «горнозаводской цивилизации». ECO [Интернет]. 30 март 2023 г. [цитируется по 24 август 2024 г.];53(4):4-7. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4586

Аннотация

Пермская область занимает в пространстве России уникальное положение. С одной стороны, это исторический путь из европейской части страны на Восток (в Сибирь и далее), а с другой – оплот и основа (вместе со Свердловской и Челябинской областями) той горнозаводской цивилизации, которая в значительной мере обеспечивает устойчивость отечественной экономики. Последнее более чем важно в современных непростых геоэкономических обстоятельствах. Как отмечает писатель-пермяк Алексей Иванов: «”Горнозаводская цивилизация” – хорошо уравновешенная поэтическая фраза. Но это не фигура речи, а точная формула уральской региональной идентичности… Академическую формулу “горнозаводская цивилизация” отчеканил молодой профессор Пермского университета, доктор наук Павел Богословский. Было это в двадцатых годах XX века. Богословский возглавлял кафедру русской литературы, изучал фольклор и этнографию. Он первый сказал, что горнозаводской Урал – уникальный феномен Русского мира, а не просто провинция со старыми заводами». В числе первых объектов этой цивилизации – Пермский Мотовилихинский завод, начавший отсчет своего времени в 1736 г. (ныне проходит процедуру банкротства в составе ГК «Ростех»). Исторические, культурные, технологические особенности «горнозаводской цивилизации» оказывают значительное влияние на те подходы и решения, которые реализуются на территории Пермского края. К их числу, несомненно, относится повышенное внимание к вопросам кооперации, взаимодействия и взаимодополнения различных сфер экономической деятельности. Среди причин – «горнозаводской» характер экономики и Пермского края, и Урала в целом. Возможности дальней транспортировки продукции расположенных здесь первых переделов сначала металлургической, а затем химической, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности к местам дальнейшей обработки, не говоря уже о производстве готовых изделий с повышенной добавленной стоимостью, всегда были весьма ограничены. Нельзя не отметить и тот факт, что развитие «горнозаводской цивилизации» сопровождалось, говоря современным языком, формированием передового человеческого капитала. Это оказало определяющее влияние на развитие локальной кооперации различных видов и сфер экономической деятельности, а также на формирование у работников повышенного чувства ответственности за свое дело и за судьбу Отечества. В годы Гражданской войны это ярко продемонстрировали квалифицированные рабочие Урала, составившие основу прошедших сполна «путь чести и долга» наиболее стойких дивизий белого движения. Очевидно, именно в силу отмеченных выше причин пермяки почти двадцать лет назад отметили, что формирование и развитие региональной (а затем и отечественной) модели социально-экономического развития должно опираться прежде всего на отношения взаимодействия (а значит, кооперации и сотрудничества) между всеми участниками процесса реализации экономической и, тем более, промышленной политики. «Взаимодействие» было ими противопоставлено подходу на основе односторонних «мер поддержки» (как правило, бюрократического характера). Именно поэтому экономическая и промышленная политика Пермского края на протяжении уже почти двадцати лет строится на совместном пошаговом обсуждении направлений ее развития и реализации. Экономика Пермского края во многом уникальна. В числе ее ведущих секторов не только добыча и первичная переработка полезных ископаемых (углеводородов, калийной соли), но и современная обрабатывающая промышленность – химия, металлургия, машиностроение, которое выпускает широкий спектр продукции высокого технологического уровня – от авиационных двигателей, газо-, нефте-, перекачивающих компрессоров и оптических приборов, до изделий специального оборонного назначения. Вполне очевидно, что добывающие отрасли и производства в 1990–2000-е годы в значительной мере были сориентированына внешний рынок: «В диверсифицированной структуре экономики преобладают экспортно-ресурсные отрасли: нефтяная, химическая, титано-магниевая, целлюлозно-бумажная промышленность, которые переориентировались на мировой рынок с середины 1990-х годов. Доминирующую роль в этих отраслях играет крупный бизнес, как федеральный, представленный нефтяной компанией ОАО “Лукойл”, так и химическая компания ОАО “Уралкалий”, один из ведущих производителей бумаги в стране ОАО “Соликамскбумпром”, а также компания “АВИСМА” – региональный филиал ОАО “Корпорация ВСМПО-АВИСМА”, производящая губчатый титан и магний для ведущих мировых авиастроительных компаний». В то же время пермяки одними из первых в стране осознали ущербность и ограниченность доминирования политики, нацеленной исключительно на встраивание сырьевых переделов своих производств в глобальные цепочки. Именно поэтому в конце 2000-х годов здесь была разработана, а затем в пакете нормативно-правовых актов регионального уровня детализирована региональная промышленная политика. Среди ее целевых ориентиров не только развитие кооперационных связей в экономике региона, но и расширение мер поддержки предпринимательства и форм взаимодействия бизнеса с органами власти по всем вопросам, связанным с реализацией данной политики (см. интервью министра экономики Пермского края Э. О. Соснина). Вполне очевидно, что обоснование направлений дальнейшего социально-экономического развития Пермского края предполагает не только усиление внимания к инновационным процессам, но и соотнесение возникающих целей и задач с тенденциями глобального характера (такими, как усиление роли повестки устойчивого эколого-экономического развития (статья Т. В. Алферовой), а также приведение инфраструктуры региона в соответствие с требованиями современной экономики (см. статьи Т. В. Букиной, Е. К. Букина и Е. А. Третьяковой, а также А.А. Зайцева, Е.А. Третьяковой и Е.В. Шиловой). Важная особенность реализуемой в Пермском крае «кластерной» промышленной политики (в отличие, например, от недавно принятой Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа) – детальная проработка процедур и форм взаимодействия участников кластерных структур на всех основных этапах их становления и последующего развития. Отмеченное выше позволяет с уверенностью говорить о том, что «горнозаводская цивилизация» поступательно и устойчиво развивается в направлении формирования отечественной модели взаимодействия хозяйствующих субъектов, нацеленной на рост ее социально-экономической отдачи. Время не ждет, и современная ситуация предполагает как адресность, так и своевременность принимаемых мер и реализуемых шагов. У пермяков есть чему поучиться!

Библиографические ссылки

  1. Иванов А. В. Горнозаводская цивилизация. М.: АСТ, 2014. С. 11.
  2. Ефимов А. Г. Ижевцы и Воткинцы. Борьба с большевиками 1918–1920. М.: Айрис-пресс, 2008. 416 с.
  3. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-1004510.html
  4. Концепция промышленной политики Пермского края до 2020 года. Пермь, 2014. 52 с. URL: Доработан проект Концепции промышленной политики Пермского края. (permkrai.ru).
  5. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 26 января 2023 г. № 129-р Москва. URL: drWrVydZYzvipBV3mBNArxTIxlgftuAM.pdf (government.ru).
  6. Академик Валерий Крюков: Не стратегия, но декларация. 16 февраля 2023 года. URL: Академик Валерий Крюков: Не стратегия, но декларация (new.ras.ru)