Том 53 № 3 (2023)
Тема номера: Обучение – Учение

Управление по результатам в российском образовании: проблемы нормативного регулирования

М.В. Курбатова
Сибирский федеральный университет, Красноярск

Опубликован 06.03.2023

Ключевые слова

  • новый государственный менеджмент; управление по результатам; сфера образования; институциональное проектирование; провалы государства; государственное регулирование

Как цитировать

1.
Курбатова М. Управление по результатам в российском образовании: проблемы нормативного регулирования. ECO [Интернет]. 6 март 2023 г. [цитируется по 22 декабрь 2024 г.];53(3):8-26. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4576

Аннотация

Целью статьи является характеристика формальных правил управления по результатам, нормативно закрепляющих новые подходы в сфере образования. Выделены основные методологические и практические проблемы подхода, связанные с «провалами государства». Показано, как реализованы его принципы в ряде нормативных документов. Выявлено, что законом «Об образовании в РФ» закрепляется множество результатов разных этапов бизнес-процесса образовательных организаций. Решающими в принятии нормативных документов стали «удобство» и «выполняемость» с точки зрения формальной бюрократической логики организации предоставления государственных услуг. Внедренные механизмы управления по результатам привели к чрезмерному административному обременению деятельности образовательных учреждений и работы преподавателей.

Библиографические ссылки

  1. Балацкий Е. В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2. С. 124–149.
  2. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / Пер. с англ. С. Карпа. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 224 с.
  3. Вольчик В.В., Корытцев М.А., Маслюкова Е.В. Альтернативы менеджеризму в сфере образования и науки // Управленец. 2020. № 6. С. 44–56. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-6-4.
  4. Двинских Д.Ю., Калгин А.С., Минченко О.С., Решетникова Д.С., Соболев Н.А. Жизненный цикл концепции управления по результатам: анализ публикационной активности: препринт WP8/2014/06. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 12 с.
  5. Измерение эффективности и оценивание в государственном управлении: международный опыт: препринт WP8/2005/01. М.: Изд. дом ГУ Высшей школы экономики, 2005. 54 с.
  6. Калгин А.С. Административная реформа и административные ценности: анализ реформ в русле Нового государственного управления: препринт WP8/2014/05. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 22 с.
  7. Калгин А.С., Калгина О.В., Лебедева А.А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда ученых // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 44-86. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-44-86
  8. Капогузов Е.А. Трансформация роли субъектов производства общественного блага «высшее образование» в контексте российской реформы // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 4-9.
  9. Курбатова М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России. 2016. № 4. С. 59-86.
  10. Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. «Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России // Journal of Institutional Studies. 2020. № 4. С. 94-111. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111
  11. Ле Гранд Д. Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. 240 с.
  12. Радыгин А. Д., Энтов Р.М. «Провалы государства»: теория и политика // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 4-30. DOI:10.32609/0042-8736-2012-12-4-30.
  13. Тамбовцев В. Л. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения образовательных технологий // Вопросы образования. 2006. № 1. С.5-24.
  14. Тамбовцев В. Л. Основы институционального проектирования: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 144 с.
  15. Тамбовцев В.Л. Государственное регулирование государства: вопросы теории, международный опыт, российские реформы. М.: Российско-Европейский центр экономической политики, 2004,36 с.
  16. Якобсон Л.И. Сообщество исследователей и оценки «академической успеваемости» // Журнал новой экономической ассоциации. 2021. №2. С. 164-170. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-50-2-8
  17. Ayers, D.F. (2014). When Managerialism Meets Professional Autonomy: The University ‘Budget Update’ as Genre of Governance. Culture and Organization. Vol. 20. No. 2. Pр. 98-120. DOI: 10.1080/14759551.2011.644675
  18. Collyer, F.M. (2015). Practices of Conformity and Resistance in the Marketisation of the Academy: Bourdieu, Professionalism and Academic Capitalism. Critical Studies in Education. Vol. 56. No. 3. Pр. 315-331. DOI: 10.1080/17508487.2014.985690
  19. Jones, D.R., Patton, D. (2020). An Academic Challenge to the Entrepreneurial University: the Spatial Power of the ‘Slow Swimming Club’. Studies in Higher Education. Vol. 45. No. 2. Pр. 375-389. DOI: 10.1080/03075079.2018.1534093
  20. Nureev, R., Volchik, V., Strielkowski, W. (2020). Neoliberal reforms in higher education and the import of institutions. Social Sciences. Vol. 9. No. 5. Pр. 1-18. DOI: 10.3390/socsci9050079