Том 52 № 11 (2022)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Международное научное сотрудничество российских вузов в новых условиях: ограничения и возможности

И.Г. Дежина
Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара, Москва

Опубликован 07.11.2022

Ключевые слова

  • университеты; международное научное сотрудничество; санкции; «утечка умов»; диаспора; репатрианты; журнальная политика; Россия

Как цитировать

1.
Дежина И. Международное научное сотрудничество российских вузов в новых условиях: ограничения и возможности. ECO [Интернет]. 7 ноябрь 2022 г. [цитируется по 19 ноябрь 2024 г.];52(11):125-43. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4533

Аннотация

Начиная с первого пакета санкций 2014 г. в России замедлилось развитие международного сотрудничества, а в 2022 г. в странах Запада были введены ограничения на какие-либо институциональные взаимодействия со всеми российскими научными организациями, включая университеты. Фактически совместные исследования были прекращены, и неформальные контакты остались только на уровне отдельных ученых. В новых условиях опять обострились проблемы «утечки умов» и обеспечения исследовательского процесса – от закупки оборудования до доступа к научной информации, что актуализирует поиск путей сохранения включенности университетской науки в мировую. В статье, на основе анализа недавних трендов и текущей ситуации в области международной научной кооперации, предложены направления поддержания международных связей российских университетов. Это создание зеркальных лабораторий, взаимодействия с представителями диаспоры, а также привлечение иностранных ученых к участию, в разном качестве, в российских научных журналах.

Библиографические ссылки

  1. Волкова Г. Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских учёных // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 71–82. DOI: 10.31992/0869–3617–2021–30–2–71–82
  2. Дежина И. Г., Егерев С. В. Движение к автаркии в российской науке сквозь призму международной кооперации // ЭКО. 2022. № 1. С. 35–53. DOI: 10.30680/ECO0131–7652–2022–1–35–53
  3. Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 34–45. DOI: 10.31857/S013216250014592–4
  4. Дежина И. Г., Кузнецов Е. Н., Коробков А. В., Васильев Н. В. Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой: опыт, проблемы, перспективы. М.: Российский совет по международным делам, 2015. URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/razvitie-sotrudnichestva-s-russkoyazychnoy-nauchnoy-diasporo/ (дата обращения: 20.08.2022).
  5. Дежина И., Пономарев А. 1000 лабораторий: новые принципы организации научной работы в России // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 70–82. DOI: 10.32609/0042–8736–2013–3–70–82
  6. Еркина Д., Малахов В., Юревич М. Программа мегагрантов: импульс международной мобильности или канал «утечки умов» // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13, № 1. С. 81–96. DOI: 10.24412/2079–0910–2022–1–81–96
  7. Жданов П. А., Полихина Н. А., Сема Е. Ю., Казимирчик Л. В., Тростянская И. Б., Барсуков А. А. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5–100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 155–167. DOI: 10.31992/0869–3617–2019–28–11–155–167
  8. Матвеева Н. Н. Библиометрический анализ взаимодействия ученых в российских вузах: кооперация vs индивидуальная продуктивность //
  9. Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 26–43. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.012
  10. Судакова А. Е., Тарасьев А. А., Кокшаров В. А. Миграционные тренды российских ученых: региональный аспект // Terra Economicus. 2021. № 19(2). С. 91–104. DOI: 10.18522/2073–6606–2021–19–2–91–104
  11. Шагалкина М. В., Телов В. В., Латуха М. О., Панибратов А. Ю. Решение репатриантов о возвращении в Россию: определяющие факторы // Российский журнал менеджмента. 2021. № 19(1). С. 97–116. DOI: 10.21638/spbu18.2021.104
  12. Agasisti T., Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. The Russian Excellence Initiative for higher education: a nonparametric evaluation of short-term results // International Transactions in Operational Research. 2020. V. 27. N. 4. Pp. 1911–1929. DOI: 10.1111/itor.12742
  13. Archibugi D, Filippetti A. Science, Technology, and Innovation Go Global // The Handbook of Global Science, Technology, and Innovation / eds. Archibugi D, Filippetti A. 2014. New York: Wiley. Pp.1–12.
  14. Aupetit S. D. Return Scientific Mobility and the Internationalization of Research Capacities in Latin America // Higher Education in Latin America and the Challenges of the 21st Century. Springer, Cham: 2020. Pp. 95–108. DOI: 10.1007/978–3–030–44263–7_7.
  15. Azadi P., Mirramezani M., Mesgaran M. B. Migration and Brain Drain from Iran. Stanford Iran 2040 Project. April 2020. URL: https://iranian-studies.stanford.edu/iran-2040-project/publications/migration-and-brain-drain-iran (дата обращения: 17.08.2022).
  16. Azoulay P., Ganguli I., Zivin J. G. The mobility of elite life scientists: Professional and personal determinants. // Research Policy. 2017. N. 46(3). Pp. 573–590. DOI: 10.1016/j.respol.2017.01.002
  17. Clark B. Y., Llorens J. J. Investments in scientific research: Examining the funding threshold effects on scientific collaboration and variation by academic discipline // Policy Studies Journal. 2012. Vol. 40. No. 4. Pp. 698–729. DOI: 10.1111/j.1541–0072.2012.00470.x
  18. Franzoni C., Scellato G., Stephan P. The mover’s advantage: The superior performance of migrant scientists // Economics Letters. 2014. Vol. 122, Nо. 1. Pp. 89–93. DOI: 10.1016/j.econlet.2013.10.040
  19. Gaind N., Abbott A., Witze A., Gibney E., Tollefson J., Irwin A., Van Noorden R. Seven ways the war in Ukraine is changing global science // Nature. 2022. No. 607. Pp. 440–443. DOI: 10.1038/d41586–022–01960–0
  20. Johnson J., Adams J., Grant J., Murphy D. Stumbling bear, soaring dragon. Russia, China and the geopolitics of global science. Harvard Kennedy School for Business and Government, Clarivate, The Policy Institute, King’s College London. July 2022. URL: https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/37372501/Stumbling%20bear%20soaring%20dragon.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.08.2022).
  21. Kronegger L., Ferligoj A., Doreian P. On the dynamics of national scientific systems // Quality & Quantity. 2011. Vol. 45. Nо. 5. Pp. 989–1015. DOI: 10.1007/s11135–011–9484–3
  22. Lanko D. Fear of Brain Drain: Russian Academic Community on Internationalization of Education // Journal of Studies in International Education. July 2021. DOI: 10.1177/10283153211031066
  23. Pernagallo G., Torrisi B. Human capital mobility patterns in the European Union and the financial crisis // Qual Quant. 2022. DOI: 10.1007/s11135–022–01437–2
  24. Sadeh S., Mirramezani M., Azadi P. The Scientific Output of Iran: Quantity, Quality and Corruption. Stanford Iran 2040 Project. February 2019. URL: https://iranian-studies.stanford.edu/iran-2040-project/publications/scientific-output-iran-quantity-quality-and-corruption (дата обращения: 17.08.2022).
  25. Saxenian A. From brain drain to brain circulation: transnational communities and regional upgrading in India and China // Studies in Comparative International Development. 2005. No. 40(2). Pp. 35–61. DOI: 10.1007/BF02686293
  26. Scellato G., Franzoni C., Stephan P. A Mobility Boost for Research // Science. 2017. V. 356. N. 6339. Pp. 694–697. DOI: 10.1126/science.aan4052
  27. Sonnenwald D. H. Scientific collaboration // Annual review of information science and technology. 2007. Vol. 41. Nо. 1. Pp. 643–681. DOI: 10.1002/aris.2007.1440410121
  28. Sugimoto C., Robinson-Garcia N., Murray D., Yegros-Yegros A., Costas R., Larivière V. Scientists have most impact when they’re free to move // Nature. 2017. Nо. 550. Pp. 29–31. DOI: 10.1038/550029a
  29. Tharenou P., Seet P. China’s reverse brain drain: Regaining and retaining talent // International Studies of Management and Organization. 2014. Nо. 44(2). Pp. 55–74. DOI: 10.2753/IMO0020–8825440203
  30. Toney A., Flagg M. Research Input, Research Output and Role of International Collaboration / CSET Brief. 2021. URL: https://cset.georgetown.edu/publication/research-impact-research-output-and-the-role-of-international-collaboration/ (дата обращения: 22.08.2022).
  31. Torrisi B., Pernagallo G. Investigating the relationship between job satisfaction and academic brain drain: the Italian case // Scientometrics. 2020. Nо. 124. Pp. 925–952. DOI: 10.1007/s11192–020–03509–2
  32. Xiang B. Emigration Trends and Policies in China: Movement of the Wealthy and Highly Skilled. Migration Policy Institute: Washington, DC. 2016.
  33. Zong L, Lu Y. Reconceptualization of “Brain Drain”: The Transnational Mobility of Talent in Canada and China // International Journal of Chinese Education. 2017. Pp. 288–314. DOI:10.1163/22125868–12340084
  34. Кatz J. S., Martin B. What is Research Collaboration? // Research Policy. 1997. Nо. 26 (1). Pp. 1–18. DOI: https://doi.org/10.1016/S0048–7333(96)00917–1