Том 52 № 4 (2022)
ОТРАСЛИ И РЫНКИ

Экосистемы российского ритейла: основные участники и индикаторы формирования

А.Б. Георгиевский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

Опубликован 08.04.2022

Ключевые слова

  • экосистема; ритейл; индикаторы; розничная торговля; услуги; торговля; экосистема ритейлера; омниканальность; цифровизация

Как цитировать

1.
Георгиевский А. Экосистемы российского ритейла: основные участники и индикаторы формирования. ECO [Интернет]. 8 апрель 2022 г. [цитируется по 18 ноябрь 2024 г.];52(4):138-55. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4420

Аннотация

В работе определяются индикаторы формирования экосистем российскими ритейлерами на основе неявного контент-анализа материалов новостных бизнес-изданий, официальных сайтов компаний и их годовых отчетов. Всего автор выделяет 10 индикаторов, шесть из которых являются универсальными для всех ритейлеров, строящих экосистемы: наличие дополняющих сервисов, создание партнерств с другими компаниями, развитие новых форматов, разработка единого профиля клиента, построение омниканальности, заявления в СМИ руководства компании; а четыре – специфическими, характерными лишь для некоторых компаний: проведение ребрендинга, предоставление финансовых услуг, создание супераппа и наличие подписки. Полученные данные будут полезны руководителям розничных компаний, рассматривающим возможность создания собственной экосистемы, и исследователям формирования экосистем.

Библиографические ссылки

  1. Adner, R. (2017). Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy. Journal of Management. Vol. 43. No. 1. Pp. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451
  2. Gardiazabal, P., Bianchi, C. (2021). Value co-creation activities in retail ecosystems: well-being consequences. Journal of Services Marketing. Vol. 35. No. 8. Pp. 1028–1044. DOI: 10.1108/jsm-02–2020–0072
  3. Gauri, D.K., Jindal, R.P., Ratchford, B., Fox, E., Bhatnagar, A., Pandey, A., Navallo, J. R., Fogarty, J., Carr, S., Howerton, E. (2021). Evolution of retail formats: Past, present, and future. Journal of Retailing. Vol. 97. No. 1. Pp. 42–61. DOI: 10.1016/j.jretai.2020.11.002
  4. Gawer, A., Phillips, N. (2013). Institutional Work as Logics Shift: The Case of Intel’s Transformation to Platform Leader. Organization Studies. Vol. 34. No. 8. Pp. 1035–1071. DOI: 10.1177/0170840613492071
  5. Holsti, O.R. (1969). Content Analysis for the Social Sciences and Humanities. Reading, MA, Longman Higher Education. 236 p.
  6. Iansiti, M., Levien, R. (2004). The Keystone Advantage: What the New Dynamics of Business Ecosystems Mean for Strategy, Innovation and Sustainability. Boston, Harvard Business School Press. 255 p.
  7. Jacobides, M.G., Cennamo, C., Gawer, A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. Vol. 39. No. 8. Pp. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
  8. Lampel, J., Meyer, A. (2005). Field-Configuring Events as Structuring Mechanisms: How Conferences, Ceremonies, and Trade Shows Constitute New Technologies, Industries, and Markets. Journal of Management Studies. Vol. 42. No. 5. Pp. 1099–1100. DOI: 10.1111/j.1467–6486.2005.00534.x
  9. Muctor, G., Micheli, P.G. (2021). Developing and Implementing Business Ecosystem Strategies – A Performance Measurement Perspective. Academy of Management Proceedings. No. 1. Р.16227. DOI: 10.5465/ambpp.2021.303
  10. Pushpananthan, G. (2019). The emergence of innovation ecosystems: Exploring the role of the keystone firm. Thesis for the degree of licentiate of engineering. Department of Technology Management and Economics. Chalmers university of technology. Gothenburg, Sweden.
  11. Rao, H., Morrill, C., Zald, M.N. (2000). Power Plays: How Social Movements and Collective Action Create New Organizational Forms. Research in Organizational Behavior. Vol. 22. No. 2. Pp. 237–281. DOI: 10.1016/s0191–3085(00)22007–8
  12. Riquelme-Medina, M., Stevenson, M., Barrales-Molina, V., Llorens-Montes, F.J. (2021). Business ecosystem embeddedness to enhance supply chain competence: the key role of external knowledge capacities. Production Planning & Control. Pp. 1–18. DOI: 10.1080/09537287.2021.1951389
  13. Shi, X., Luo, Y., Hou, H., Rong, K., Shi, Y. (2021). Exploring the Process of Business Ecosystem Emergence from Value Chains: Insights from the Chinese Mobile Phone Industry. Management and Organization Review. Pp. 1–39. DOI: 10.1017/mor.2021.39
  14. Suarez, F. F. (2004). Battles for technological dominance: an integrative framework. Research Policy. Vol. 33. No. 2. Pp. 271–286. DOI: 10.1016/j.respol.2003.07.001
  15. Thomas, L.D.W., Autio, E. (2014). Drivers of ecosystem creation. Strategic Management Society Annual Conference. Madrid. Pp. 1–42.
  16. Tiwana, A., Konsynski, B., Bush, A.A. (2010). Research Commentary – Platform Evolution: Coevolution of Platform Architecture, Governance, and Environmental Dynamics. Information Systems Research. Vol. 21. No. 4. Pp. 675–687. DOI: 10.1287/isre.1100.0323
  17. Verhoef, P.C., Broekhuizen, T., Bart, Y., Bhattacharya, A., Qi Dong, J., Fabian, N., Haenlein, M. (2021). Digital transformation: A multidisciplinary reflection and research agenda. Journal of Business Research. Vol. 122. Pp. 889–901. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.09.022