ОТРАСЛИ И РЫНКИ
Опубликован 08.04.2022
Ключевые слова
- экосистема; ритейл; индикаторы; розничная торговля; услуги; торговля; экосистема ритейлера; омниканальность; цифровизация
Как цитировать
1.
Георгиевский А. Экосистемы российского ритейла: основные участники и индикаторы формирования. ECO [Интернет]. 8 апрель 2022 г. [цитируется по 18 ноябрь 2024 г.];52(4):138-55. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4420
Аннотация
В работе определяются индикаторы формирования экосистем российскими ритейлерами на основе неявного контент-анализа материалов новостных бизнес-изданий, официальных сайтов компаний и их годовых отчетов. Всего автор выделяет 10 индикаторов, шесть из которых являются универсальными для всех ритейлеров, строящих экосистемы: наличие дополняющих сервисов, создание партнерств с другими компаниями, развитие новых форматов, разработка единого профиля клиента, построение омниканальности, заявления в СМИ руководства компании; а четыре – специфическими, характерными лишь для некоторых компаний: проведение ребрендинга, предоставление финансовых услуг, создание супераппа и наличие подписки. Полученные данные будут полезны руководителям розничных компаний, рассматривающим возможность создания собственной экосистемы, и исследователям формирования экосистем.Библиографические ссылки
- Adner, R. (2017). Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy. Journal of Management. Vol. 43. No. 1. Pp. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451
- Gardiazabal, P., Bianchi, C. (2021). Value co-creation activities in retail ecosystems: well-being consequences. Journal of Services Marketing. Vol. 35. No. 8. Pp. 1028–1044. DOI: 10.1108/jsm-02–2020–0072
- Gauri, D.K., Jindal, R.P., Ratchford, B., Fox, E., Bhatnagar, A., Pandey, A., Navallo, J. R., Fogarty, J., Carr, S., Howerton, E. (2021). Evolution of retail formats: Past, present, and future. Journal of Retailing. Vol. 97. No. 1. Pp. 42–61. DOI: 10.1016/j.jretai.2020.11.002
- Gawer, A., Phillips, N. (2013). Institutional Work as Logics Shift: The Case of Intel’s Transformation to Platform Leader. Organization Studies. Vol. 34. No. 8. Pp. 1035–1071. DOI: 10.1177/0170840613492071
- Holsti, O.R. (1969). Content Analysis for the Social Sciences and Humanities. Reading, MA, Longman Higher Education. 236 p.
- Iansiti, M., Levien, R. (2004). The Keystone Advantage: What the New Dynamics of Business Ecosystems Mean for Strategy, Innovation and Sustainability. Boston, Harvard Business School Press. 255 p.
- Jacobides, M.G., Cennamo, C., Gawer, A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. Vol. 39. No. 8. Pp. 2255–2276. DOI: 10.1002/smj.2904
- Lampel, J., Meyer, A. (2005). Field-Configuring Events as Structuring Mechanisms: How Conferences, Ceremonies, and Trade Shows Constitute New Technologies, Industries, and Markets. Journal of Management Studies. Vol. 42. No. 5. Pp. 1099–1100. DOI: 10.1111/j.1467–6486.2005.00534.x
- Muctor, G., Micheli, P.G. (2021). Developing and Implementing Business Ecosystem Strategies – A Performance Measurement Perspective. Academy of Management Proceedings. No. 1. Р.16227. DOI: 10.5465/ambpp.2021.303
- Pushpananthan, G. (2019). The emergence of innovation ecosystems: Exploring the role of the keystone firm. Thesis for the degree of licentiate of engineering. Department of Technology Management and Economics. Chalmers university of technology. Gothenburg, Sweden.
- Rao, H., Morrill, C., Zald, M.N. (2000). Power Plays: How Social Movements and Collective Action Create New Organizational Forms. Research in Organizational Behavior. Vol. 22. No. 2. Pp. 237–281. DOI: 10.1016/s0191–3085(00)22007–8
- Riquelme-Medina, M., Stevenson, M., Barrales-Molina, V., Llorens-Montes, F.J. (2021). Business ecosystem embeddedness to enhance supply chain competence: the key role of external knowledge capacities. Production Planning & Control. Pp. 1–18. DOI: 10.1080/09537287.2021.1951389
- Shi, X., Luo, Y., Hou, H., Rong, K., Shi, Y. (2021). Exploring the Process of Business Ecosystem Emergence from Value Chains: Insights from the Chinese Mobile Phone Industry. Management and Organization Review. Pp. 1–39. DOI: 10.1017/mor.2021.39
- Suarez, F. F. (2004). Battles for technological dominance: an integrative framework. Research Policy. Vol. 33. No. 2. Pp. 271–286. DOI: 10.1016/j.respol.2003.07.001
- Thomas, L.D.W., Autio, E. (2014). Drivers of ecosystem creation. Strategic Management Society Annual Conference. Madrid. Pp. 1–42.
- Tiwana, A., Konsynski, B., Bush, A.A. (2010). Research Commentary – Platform Evolution: Coevolution of Platform Architecture, Governance, and Environmental Dynamics. Information Systems Research. Vol. 21. No. 4. Pp. 675–687. DOI: 10.1287/isre.1100.0323
- Verhoef, P.C., Broekhuizen, T., Bart, Y., Bhattacharya, A., Qi Dong, J., Fabian, N., Haenlein, M. (2021). Digital transformation: A multidisciplinary reflection and research agenda. Journal of Business Research. Vol. 122. Pp. 889–901. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.09.022