Том 51 № 8 (2021)
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Функции управления в бизнес-экосистемах

А. Кобылко
Центральный экономико-математический институт РАН, Москва

Опубликован 02.08.2021

Ключевые слова

  • экосистема,
  • управление,
  • стратегия,
  • системная экономическая теория,
  • экосистемный продукт,
  • экосистемная компания
  • ...Показать
    Скрыть

Как цитировать

1.
Кобылко А. Функции управления в бизнес-экосистемах. ECO [Интернет]. 2 август 2021 г. [цитируется по 19 апрель 2024 г.];51(8):127-50. доступно на: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/4298

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы управления развитием бизнес-экосистемы. Принципы формирования управленческих функций определяются через представление совокупности фирм и их продуктов. Как правило, процессы управления бизнес-экосистемой формулируются исходя из принципов менеджмента крупного предприятия, однако это более сложная сущность, включающая в себя межотраслевые взаимодействия, и принципы управления ею радикально отличаются от принципов управления компанией. В работе обосновывается формирование кластера компаний внутри экосистемы, ответственных за поиск и реализацию концепции её развития. Решения, сформированные в результате такого симбиоза, будут носить более мягкий характер, по сравнению с управленческими решениями отдельных компаний, но будут учитывать в себе специфику деятельности различных отраслей и их взаимодействия между собой.

Библиографические ссылки

  1. Белоусов Д. Р., Пенухина Е. А. О построении качественной модели российской экосистемы ИКТ // Проблемы прогнозирования. 2018. № 3. С. 94–104.
  2. Завьялова Е. А., Кобылко А. А. Факторы риска экосистемной стратегии предприятия // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХI Всероссийского симпозиума. Москва, 10–11 ноября 2020 г. / Под ред. чл.- корр. РАН Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2020. С. 380–382. DOI 10.34706/978–5–8211–0783–1-s3–16.
  3. Захаров В. Я., Трофимов О. В., Фролов В. Г., Новиков А. В. Управление экосистемой: механизмы интеграции компаний в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. 2019. Том 6. № 4. С. 453–468. DOI: 10.18334/lim.6.4.41197.
  4. Клейнер Г. Б. Промышленные экосистемы: взгляд в будущее // Экономическое возрождение России. 2018. № 2. С. 53–62.
  5. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1. С. 40–45.
  6. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А., Карпинская В. А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 2–15. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–1.
  7. Кобылко А. А. Особенности управления экосистемной компанией на примере инфокоммуникационных организаций // Экономика и качество систем связи. 2019а. № 4. – С. 3–10.
  8. Кобылко А. А. Экосистемные компании: границы и этапы развития // Экономическая наука современной России. 2019b. № 4. С. 126–136. DOI: 10.33293/1609–1442–2019–4(87)-126–136.
  9. Кобылко А. А., Рыбачук М. А. Оценка эффективности реализации экосистемной стратегии операторами связи в России // Экономика и управление:
  10. проблемы, решения. 2020. № 6. Т. 2. С. 63–72. DOI: 10.34684/ek.up.p.r.2020.06.02.009.
  11. Константиниди Х. А., Грибок Н. Н., Воробьёва М. А., Артюшкова А. Ю., Зинченко Н. В. Компания как экосистема: актуальные инструменты управления. Коллективная монография / Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2020. 146.
  12. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Развитие стратегического менеджмента в цифровой экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 48. С. 217–232. DOI: 10.17223/19988648/48/15.
  13. Маркова В. Д., Трапезников И. С. Современные формы партнёрства в бизнесе // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16. № 16. С. 109–119.
  14. Полтерович В. М. От социального либерализма к философии сотрудничества // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 41–64.
  15. Раменская Л. А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. 2020. Т. 11. № 4. С. 16–28. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–4–2.
  16. Тер-Григорьянц А.А., Деньщик М. Н. Механизм управления формированием и развитием инновационной экосистемы при переходе к новому технологическому укладу // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3 (72). С. 101–109.
  17. Трофимов О. В., Захаров В. Я., Фролов В. Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 43–55.
  18. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem. Harvard Business Review. 2006. Vol. 84. No. 4. Рp. 98–107.
  19. Adner R. The Wide Lens: A new strategy for innovation. London, England: Penguin, 2012. 288 p.
  20. Alstyne M., Parker G., Choudary S. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review. April 2016 Issue. Рp. 54–60 [Эл. ресурс]. URL: https://hbr.org/2016/04/pipelines-platforms-and-the-new-rules-of-strategy (дата обращения: 14.10.2020).
  21. Ceccagnoli M., Forman C., Huang P., Wu D. J. Co-creation of Value in a Platform Ecosystem: The case of enterprise software. MIS Quarterly. 2012. Vol. 36. No. 1. Рp. 263–290.
  22. Gawer A. Bridging Differing Perspectives on Technological Platforms: Toward an Integrative Framework. Research Policy. 2014. Vol. 43. No. 7. Рp 1239–1249.
  23. Iansiti M., Levien R. The Keystone Advantage: What the new dynamics of business ecosystems mean for strategy, innovation, and sustainability. Boston, MA: Harvard Business School Press. 2004. 255 p.
  24. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. No. 8. Рp. 2255–2276. DOI 10.1002/smj.2904.
  25. Jacobides M. G., Sundararajan A., Alstyne M. Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy. World Economic Forum / Briefing paper. February 2019. [Эл. ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Digital_Platforms_and_Ecosystems_2019.pdf (дата обращения: 16.08.2020).
  26. Kapoor R., Lee J. M. Coordinating and competing in ecosystems: How organizational forms shape new technology investments. Strategic Management Journal. 2013. Vol. 34. No. 3. Рp. 274–296.
  27. Kobylko A. A. Telecommunication ecosystems: Special features of management and interaction. Upravlenets – The Manager. 2020. Vol. 11. No. 1. Pp. 15–23. DOI: 10.29141/2218–5003–2020–11–1–2.
  28. Laffont J., Rey P., Tirole J. Network Competition: I. Overview and Non-discriminatory Pricing. The RAND Journal of Economics. 1998.Vol. 29. No. 1. Pp. 1–37.
  29. Metcalfe B. Metcalfe’s Law after 40 Years of Ethernet. Computer. 2013. Vol. 46, No. 12. Pp. 26–31. DOI: 10.1109/MC.2013.374.
  30. Moore J. F. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosystems, Harper Business, New York, 1999. 324 p.
  31. Parker G., Alstyne M. W., Choudary S. Platform Revolution: How Networked Markets Are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. W. W. Norton & Company, 2016. 352 p.
  32. Rothschild М. Bionomics: Economy as Business Ecosystem. Beard Books, 1990. 444 p.
  33. Tansley A. The Use and Abuse of Vegetational Concepts and Terms. Ecology. 1935. Vol. 16. No. 4. Pp. 284–307.
  34. Teece D. J. Explicating Dynamic Capabilities: The nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Strategic Management Journal. 2007. Vol. 28. No. 13. Pp. 1319–1350.
  35. Tobias J. Accessibility and Product Ecosystems. The Information Society. 2007. Vol. 23. No. 3. Pp. 183–186. DOI: 10.1080/01972240701323598